Рыбу нужно сделать привлекательной и доступной для населенияИзбранная государством политика повышения уровня потребления отечественной рыбы приносит плоды. Но на пути к 80 процентам, заложенным в доктрине продовольственной безопасности, придется решать вопросы логистики и качества рыбопродукции на прилавках. |
Принятие доктрины продовольственной безопасности РФ закрепило цель – отечественной рыбопродукции на рынке должно быть не менее 80 процентов. Доктрина – дело государственное, но в нашем случае выполнять ее, в отличие, например, от доктрины военной, должен будет бизнес. Между тем, доля импорта в портфеле ведущих компаний, поставляющих рыбопродукцию на российские прилавки, сегодня превышает отведенные государством 20 процентов. Причины тому, по словам самих игроков рынка, весьма объективные.
Прежде всего, импортная рыба позволяет закрывать ту часть спроса внутреннего рынка, которую сама Россия по каким-либо причинам удовлетворить не может. Как пояснил генеральный директор группы компаний «Русское море» Дмитрий Дангауэр, если по атлантическому лососю (семге и форели), которых россияне потребляют много, но пока не производят самостоятельно, ситуацию со временем можно будет изменить благодаря развитию этих направлений аквакультуры, то популярные среди потребителей теплолюбивые виды по понятным причинам можно выращивать лишь за рубежом.
Серьезное влияние на ситуацию оказывают вопросы неразвитой внутренней логистики и инфраструктуры. По словам собеседника информагентства Fishnews.ru, именно транспорт, особенно с учетом сезонных накруток, становится основной и самой высокой составляющей в стоимости конечного продукта: «Для некоторых видов дальневосточных рыб эта составляющая иной раз достигает 30–40 процентов – это нонсенс, конечно. Нам приходится прибегать к иным способам доставки, к примеру, судами по 5 тыс. тонн из районов промысла – Приморья и Камчатки – напрямую в Санкт-Петербург. Или обращаться к зарубежным поставщикам».
В результате даже привычную для российских рыбаков сельдь сегодня экономически выгоднее везти из Норвегии.