Звезда рыбакаГерою Социалистического Труда, капитану дальнего плавания Г.В. Мещерякову – 80 лет. |
Историю рыбной промышленности Камчатки второй половины прошлого века трудно представить без имени Георгия Васильевича Мещерякова. Он один из пионеров технического перевооружения рыболовецкого флота области, стоял у истоков создания Океанрыбфлота и стал его первым руководителем. Как первый заместитель начальника Камчатрыбпрома он внес заметный вклад в воспитание руководящего состава судоводительских кадров, совершенствование управления рыболовным флотом.
Поучительна и непроста судьба моряка. Как сын своего времени, он многое испытал в жизни. Родился 16 апреля 1931 года в крестьянской семье Василия Филимоновича Мещерякова в деревне Вейтоново Черемховского района Иркутской области. В период коллективизации хозяйство отца было отнесено в разряд «кулацких». Опасаясь ареста, родители с четырьмя детьми покидают родные места и перебираются в Читинскую область. Незадолго до войны отец перевез семью в Якутск. На окраине города, в поселении называемом Нахаловкой, построил землянку. Зима в тех краях суровая. Пока в железной бочке, служившей печкой, горели дрова, на потолке таяла изморозь, и вода капала на полати, где спали родители и шестеро братьев и сестер. Не было электричества и никаких коммунальных благ.
С начала войны отца призвали на фронт. Жить стало еще трудней. Скудный продовольственный паек, скромное государственное пособие на детей фронтовика и жалование матери Марии Лукантьевны – уборщицы больницы, едва хватало на хлеб. Дети с малых лет приучились к труду: летом в тайге собирали на продажу дикий лук, ягоду, косили сено, заготавливали дрова, ухаживали за скотиной. В те годы Георгий пристрастился к рыбной ловле на реке Лене, что определило в будущем выбор профессии.
После окончания семилетки в 1947 году Мещеряков поступил в Якутский рыбопромышленный техникум, который вскоре был переведен в город Тобольск. Без родительской опеки подросток чуть было не оказался в беде. «Характер у меня был буйный, часто дебоширил, – вспоминает Георгий Васильевич. – За это собирались отчислить из техникума. Директор Белоконь, видимо, после беседы со мной решил, что я еще не конченый человек, и загрузил меня общественной работой». Юноша взялся за ум и вскоре стал одним из лучших учащихся. Окончив техникум с хорошими отметками, защитив диплом на «отлично», в 1951 году Г.В. Мещеряков в составе группы выпускников техникума прибыл на Камчатку.
В управлении тралового флота его направили на СРТ «Голубь» помощником тралмастера. Это судно было одно из десяти, только что полученных из Германии. Судьба его печальна: вблизи 1-го Курильского пролива при сильном шторме траулер выскочил на скалы и затонул. Мещерякова спас случай. Затем он работал старшим тралмастером СРТ «Тихоокеанская звезда», менее чем через год стал флагманским тралмастером.
Трудная была жизнь на Камчатке. Почерневшие лачуги на склонах сопок, утопающие в грязи улочки города напоминали Георгию Васильевичу картины детства. Однообразная еда из сухих овощей и солонины, отсутствие фруктов и свежих овощей, своего уголка осложняли без того неприглядную жизнь. Постепенно молодой специалист втянулся во флотскую жизнь, у него появилось много друзей. Известный капитан П.А. Рязанов вспоминал:
- О Георгии я слышал много хорошего от капитанов, как об отличном мастере по пошиву и починке трала в районе лова. Затем мы познакомились ближе. Я посоветовал ему идти в учебно-курсовой комбинат на отделение штурманов малого плавания. Пообещал, что после окончания УКК возьму его помощником. Георгий согласился.
- Через год после окончания курсов я прибыл на СРТ «Ястреб» 3-м помощником, где капитаном был Павел Александрович Рязанов, – вспоминает Георгий Васильевич. – Он – прекрасный человек, хороший организатор и мой единственный учитель. На этом судне за 16 месяцев я вырос от 3-го помощника до капитана.
Отправляя своего ученика в самостоятельное плавание, знаменитый капитан отмечал: «Мещеряков во всех делах ответственный, обязательный, трудолюбивый человек. Если случался порыв трала, он спускался на палубу и ремонтировал его вместе с траловой вахтой. Тогда я невольно вспоминал наставление преподавателя Дальморрыбтехникума Сорокина: “Капитан должен в одном кармане носить логарифмическую линейку и игличку”. Георгий совмещал в себе тралмастера и капитана».
И личная жизнь Георгия Васильевича сложилась: женился, стал отцом семейства, получил квартиру, хорошо зарабатывал. Человек дальновидный, он понимал, что судоводителю с «маленьким» дипломом УКК капитанский мостик трехсотсильного траулера – потолок профессионального роста. Чтобы не отстать от корабля современности, необходимо иметь фундаментальные знания. Это веление времени счастливым образом совпало со стремлением Георгия Васильевича учиться. Без отрыва от производства он окончил мореходное училище, затем Дальрыбвтуз.
На лучшем СРТР «Командор», экипаж которого возглавил капитан Мещеряков, зажглась его звезда рыбака. В течение трех лет команда траулера была лидером на Дальневосточном бассейне по объему вылова рыбы. По итогам работы Г.В. Мещеряков был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1964 году он принимает БМРТ «Узбекистан». Правильно оценив технологические возможности корабля, принципиально новую организацию промысла на БМРТ, капитан-директор поставил задачу: бороться не за максимальный вылов рыбы, как было в прошлые годы, а за выпуск максимального количества первосортной разнообразной продукции, добиваться наибольшей экономической отдачи. Экипаж Георгия Васильевича Мещерякова отлично справился с поставленной задачей. БМРТ «Узбекистан» добился самых высоких экономических показателей среди однотипных судов министерства рыбного хозяйства СССР. В 1966 году за выдающиеся успехи, достигнутые в выполнении заданий семилетнего плана по добыче рыбы и производству рыбной продукции Г.В. Мещеряков был удостоен звания Героя Социалистического Труда.
В том же году он назначен на должность первого заместителя начальника УТРФ. С образованием управления «Океанрыбфлот» Г.В. Мещеряков становится его первым руководителем.
С первых дней работы в новой должности он поставил задачу: принять срочные меры для коренного улучшения социально-бытовых условий жизни рыбаков, их семей. За неполных четыре года было построено четыре многоквартирных дома, межрейсовая гостиница, детский сад, пионерлагерь «Альбатрос». Это позволило заметно сократить текучесть кадров, особенно ведущих морских специалистов.
Размышляя о первых годах становления «Океанрыбфлота», о пройденном на Камчатке пути длиною в 26 лет, Георгий Васильевич отмечает, что он искренне благодарен людям, с кем довелось работать: экипажам средних и больших траулеров, специалистам служб управления флотом, многочисленным друзьям-ветеранам рыбной промышленности области, с которыми делил невзгоды и радости.
С уважением вспоминает капитан и талантливых руководителей рыбной промышленности: Василия Никифоровича Каленова, Михаила Федоровича Ушакова, Владимира Афанасьевича Бирюкова – без их поддержки невозможно было бы добиться высоких результатов в труде.
- В своей работе мы всегда ощущали помощь и поддержку первых руководителей областного комитета партии, замечательных товарищей Михаила Анатольевича Орлова и Дмитрия Ивановича Качина, – подчеркивает ветеран. Моряк, воспитанный на незыблемом штурманском правиле «Пишем то, что наблюдаем; чего не наблюдаем – не пишем», не стал обходить важнейший фактор нашей недавней истории, которую сегодня пытаются истолковать в весьма искаженном виде – руководящую и направляющую роль партии.
Это объективная сторона мнения ветерана. Есть другая, человеческая. Вот характерная примета времени, которую наблюдал Георгий Васильевич. В молодые годы сошлись пути-дорожки флагманского тралмастера Мещерякова и выпускника Мосрыбвтуза Дмитрия Ивановича Качина, ставшего первым тралмастером на первом траулере «Палтус». В одно время оба добытчика были награждены медалью «За трудовую доблесть». Когда Д.И. Качин руководил производственным отделом УТРФ, его заместителем по добыче был Г.В. Мещеряков. После выдвижения на партийную работу, какой бы пост ни занимал Дмитрий Иванович, он как профессионал высокого уровня курировал рыбную отрасль, знал в деталях ее проблемы, нужды рыбаков и был своим человеком на флоте. И сегодня давние товарищи по оружию поддерживают искренние дружеские отношения.
Георгий Васильевич успешно сочетал профессиональную деятельность с общественной. Избирался депутатом, членом исполкома Петропавловск-Камчатского городского совета, а также облсовпрофа. Был делегатом ряда съездов профсоюза пищевой промышленности и ВЦСПС.
С 1977 года Георгий Васильевич занимал ответственные посты в аппарате министерства рыбного хозяйства СССР, возглавлял управление эксплуатации флота и портов, главную государственную инспекцию безопасности мореплавания и портового надзора, представлял интересы Госкомрыболовства за рубежом, выполнял другие ответственные задания.
В свои почтенные годы он продолжает активный образ жизни: участвует в работе ветеранских организаций, является бессменным членом правления камчатского землячества «Гамулы», любит путешествия, много читает. Главное – не замыкаться в самом себе, находиться в постоянном движении, не забывать своих коллег, друзей – это девиз его жизни сегодня.
Пожелаем же славному капитану по-флотски: «Так держать, дорогой Георгий Васильевич!»