Юбилей капитанаУ Г.В. Мещерякова – юбилей Не главное, какой. Главное, к нему он подошел таким же человеком доброжелательным, стойким в своих суждениях, в фундаментальных жизненных устоях и верным своей морской профессии. Конечно, встречает он его не на капитанском мостике, будучи ответственным за сохранение жизни команды и ее успехи, но на своем жизненном уровне сегодня, оставаясь человеком высокой порядочности и чести. |
Георгий Васильевич принадлежит к той когорте камчатских рыбаков-моряков и конкретно капитанов рыболовецкого флота, которые с начала 50-х годов вели промысел камбалы на камчатском побережье Охотского моря, осваивая немецкие логгеры (СРТ) на Явинской банке, потом на Крутогоровской, а позже и охотоморской сельди. Я говорю об Охотском море, поскольку в эти годы началась моя трудовая жизнь и жизнь моей семьи на береговых предприятиях охотского побережья Камчатки, которые в некоторой степени были связаны с работой этого флота.
Рыболовный флот пополнялся новыми судами, менялась и география промысла: корфско-карагинская, олюторская сельдь. А потом он охватил рыбные ресурсы всего Берингова моря, включая его центральную часть. С ростом флота, пополнением новыми типами кораблей: СРТ (Р), СРТ (М), сейнеры-траулеры, большие морозильные рыболовные траулеры (БМРТ), рыбоперерабатывающие плавбазы и, наконец, большие автономные траулеры-морозильщики (БАТМ), позволили перейти на океанический промысел рыбы. Этот флот стал осваивать промыслом Ванкуверо-Орегонский район, акватории, прилегающие к Гавайским островам, южной части Курильских островов, дошли до Новой Зеландии.
Росли масштабы, росли капитаны, их мастерство. Они стали не просто капитанами судов, а капитанами-директорами, не просто судоводителями, а классными мастерами добычи рыбы. Мастерство каждого из них определялось способностью на основе знания поведения данного вида рыбы, когда в конкретных условиях формируются скопления, при которых создаются возможности максимальных уловов. Мастерство капитана-директора заключается еще и в способности подобрать команду: тралмастера, гидроакустика, старшего механика, радиста… Сложным делом является оценка работы, поведения и всего комплекса деятельности руководителя. Но условия работы, его мастерство, его авторитет в коллективе и многое другое давало предпосылки для награды.
В то время Президиум Верховного Совета, правительство страны, отличали многих рыбаков в регионах. Отмечая заслуги рыбаков Камчатки, Георгию Васильевичу Мещерякову, капитану-директору БМРТ «Узбекистан» было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением медали «Золотая звезда» и ордена Ленина. Это была заслуженная награда. Этой наградой был отмечен его многолетний труд, постоянные высокие успехи в добыче рыбы, в воспитании им кадров специалистов рыболовства. В 1968 году Георгий Васильевич стал первым начальником вновь созданного предприятия – «Океанрыбфлот», объединившего весь крупный флот океанического рыболовства.
С июня 1972 года, когда я был назначен начальником управления рыбной промышленности (позже – ПО «Камчатрыбпром»), и до середины 1977 года мы вместе с ним работали в этом объединении. Когда я с ним познакомился, меня удивили его простота в общении, неспешная оценка ситуации, складывающейся в процессе обсуждения проблемы, прямолинейность и стремление найти решение.
Первый заместитель вел всю оперативную и прогнозную работу по добыче рыбы, эксплуатации флота во всем ее перспективном и конкретном многообразии. Должен сказать, что мне тогда повезло. Знать работу в цифрах объема добычи рыбы, выпуска продукции из нее – не самое главное. Главное – знать в деталях эту работу, анализируя ежедневную добычу рыбы и выпуска продукции, давать оценку всему комплексу работ, прогнозировать завтрашнюю обстановку, дать рекомендации на следующие периоды. Выполнять и координировать эту работу мог только человек, знающий глубину происходящих процессов в промысловой обстановке сегодня и прогнозировать на последующие периоды вместе с руководителями конкретных флотских организаций, промысловой разведкой, с учеными камчатского отделения ТИНРО. Это в совершенстве мог делать и делал Георгий Васильевич.
В это время в системе Камчатрыбпрома работали базы: тралового флота, океанического рыболовства, рыбхолодфлота, промразведка. В разные периоды здесь работали Александр Иванович Серга, Виктор Петрович Потапенко, Арнольд Рихардович Янсон, Олег Антонинович Заварин, Владимир Михайлович Михайлов. Среди них не формально, не по возрасту, не по должности, а по факту
Георгий Васильевич был как старший и уважаемый среди равных.
Флот в те годы работал в разных районах Тихого океана. В Беринговом море вели промысел сельди и минтая, в Ванкуверо-Орегонском ловили хека. Крупный флот работал у Гавайских островов на промысле пристипомы, оттуда переходил к Новой Зеландии и в район острова Кергелен. Можно сказать, что камчатский флот тогда облавливал весь Тихий океан. В Охотоморской сельдяной экспедиции, а также у западного и восточного побережья Камчатки на промысле разнорыбицы работал средний и маломерный флот. Крупный и средний флот освоили район Южных Курил, где в то время становилась важным сырьевым ресурсом сельдь иваси. В Камчатрыбпроме по традиции, установленной Василием Никифоровичем Каленовым, собирался промысловый совет, на котором кроме руководителей баз флотов принимали участие руководители Камчатского отделения ТИНРО, судоремонтных предприятий, управления снабжения, рыбного порта. Всю подготовку к работе промыслового совета и контроль за выполнением его решений осуществлял Георгий Васильевич.
ПО «Камчатрыбпром» в то время был фактическим штабом в решении вопросов расстановки флота и обеспечения эффективности его работы, за что отвечал Георгий Васильевич, не подменяя в конкретном управлении флотом руководства предприятий.
Я слишком далеко ушел в конкретные дела, которыми занимался Г.В. Мещеряков в то время, но в том была ценность его деятельности, о которой не только я, но и другие и сейчас помнят.
Бывая в Москве, встречаюсь с ним. От рыболовства он не отошел. Конкретно занимается развитием и пополнением экспонатами музея рыболовства. Живо интересуется делами Камчатки – не только вопросами рыболовства, хотя он и сейчас продолжает считать рыболовство главным ресурсом развития Камчатки. Приход газа в энергетику считает одним из основных вопросов развития края, к решению которого он долго шел. Вместе с тем, он считает, что природа Камчатки, возможности ее использования в туристских направлениях заслуживают особого внимания.
Заканчивая этот экскурс в прошлое, вспоминая о совместной жизни и делах на Камчатке, желаю Георгию Васильевичу долгих лет жизни, гордости за свое прошлое, за дела в этом прошлом и с гордостью носить своим трудом и преданностью стране заработанную золотую медаль Героя труда.