Не стоит забывать и о сорной рыбе или тех ее сортах, которые не находят своей реализации и попросту выбрасываются как бесполезное сырье.
Между тем до сих пор о переработке отходов задумываются, как правило, лишь те производители, чьи предприятия расположены неподалеку от населенных пунктов. Для остальных утилизация «издержек производства» превращается, скорее, в творческий процесс.
Например, пользуясь труднодоступностью многих районов рыбного Дальнего Востока, некоторые производители «удобряют» округу, зарывая неликвид в землю, в лучшем случае, в измельченном виде. Другие вывозят отходы рыбопереработки в море и сбрасывают их за борт.
Актуальна эта проблема и для рыбопромысловых судов. Несмотря на то, что рыбомучные установки в обязательном порядке предусматриваются на каждом из них еще на стадии проектирования, многие рыбаки отправляют измельченные отходы за борт. И все потому, что подобные РМУ давно устарели и не способны производить качественную продукцию, тем более из жирных видов рыб. Более того, использовать такое «наследство» на судне становится просто опасно, поскольку полученная при переработке мука становится миной замедленного действия из-за возможности самовозгорания.
Результаты всех перечисленных видов борьбы с отходами по достоинству способна оценить любая проверка на предприятии, в результате которой выписывается масса штрафов и предписаний устранить недостатки, а зачастую и просто остановить предприятие. Тем более если речь идет о производствах, расположенных в черте города. Понятно, что жильцы окрестных районов не будут терпеть «ароматов» рыбопереработки. А негативное влияние на здоровье населения и условия проживания – это уже серьезный повод и для судебных разбирательств.
Своим видением этих и других аспектов ситуации с переработкой отходов в российской рыбной промышленности с корреспондентом журнала «Fishnews – Новости рыболовства» поделился Антон Сухоруких, директор по маркетингу и развитию ООО «Технологическое оборудование», которая является ведущей российской инжиниринговой компанией, специализирующейся на рыбопереработке.
- Проблема переработки рыбных отходов с производством рыбной муки и жира обретает все большую актуальность как для береговых предприятий, так и для судов. Причин этому несколько.
Во-первых, некоторые – пока немногие – предприятия начали, наконец-то, грамотно просчитывать свою экономичность. И внезапно выяснилось, что утилизация отходов переработки рыбы обходится в изрядные деньги. Причем это чисто расходная статья – технологические и транспортные затраты, официальные штрафы, другие издержки. Поскольку экологические требования ужесточаются и обязательность их выполнения обеспечивается надзорными органами все более и более неуклонно, эта статья расходов в обозримой перспективе будет только увеличиваться. Если же перерабатывать отходы и получать из них весьма востребованный товарный продукт, то данная расходная статья превращается в доходную. Утилизировать отходы при переработке рыбы на судах, конечно, гораздо проще и дешевле, чем на берегу, но люди, которые умеют считать деньги, понимают, что это просто-напросто выброшенные средства. Принцип концентрации усилий на самом выгодном продукте никак не отменяет возможности дополнительного – и весьма приличного – заработка на продуктах, выгодных чуть менее и при этом не загружающих основное производство.
Во-вторых, предприятия, которые специализируются на прибрежном лове и береговой переработке лососевых, а их на Дальнем Востоке более тысячи, работают и приносят доход 2 месяца в году, а остальные 10 – простаивают и приносят чистые убытки. Такая ситуация не устраивает многих владельцев, и они ищут возможность дополнительно загрузить предприятия. Добыча неквотируемых, невостребованных рынком видов рыб и переработка их на муку и жир является идеальной возможностью для такой загрузки. Это возможно не на всех предприятиях, но на большинстве – вполне.
В-третьих, постоянно идущий передел квот и участков в последнее время весьма оживился. К отрасли проявляют повышенный интерес крупные собственники капитала, при полной поддержке государства. Это ожидаемый, но от того не менее неприятный для нынешних владельцев факт. А экологическое законодательство является весьма эффективным инструментом рейдерства. Достаточно вспомнить, что именно использование природоохранных законов позволило потеснить иностранные компании в сахалинских шельфовых проектах. Таким образом, соблюдение экологических требований становится необходимым условием ведения и защиты бизнеса, связанного с переработкой рыбы.
Совершенно очевидно, что влияние этих и других, менее значимых, факторов в ближайшее время значительно увеличит интерес к установкам по переработке рыбных отходов, их востребованность российским рынком. Как в целях дооснащения ими действующих рыбоперерабатывающих производств, так и для создания новых, специализирующихся на производстве рыбной муки и жира предприятий. Естественно, наша компания не могла оставить без внимания эту, совершенно явственную, потребность рынка. Поэтому мы организовали на своих производственных и конструкторских ресурсах проектирование и производство установок по переработке рыбных отходов. В настоящее время завершается проектирование и начинается производство первой такой установки для нового завода компании «Корякморепродукт» в Карагинском районе Камчатского края, который мы сдаем к путине 2011 года, в мае-июне. К осени этого года мы рассчитываем выйти на серийное производство таких установок.
- Прессовые технологии производства муки и жира, которые сегодня используются практически на всех российских предприятиях, не соответствуют современным требованиям. Более того, именно их применение зачастую приводят к проблемам с природоохранными органами. Так, с 15 февраля из-за несоблюдения природоохранных норм приостановлена на 60 суток деятельность двух отделений цехов Мурманского рыбомукомольного завода. Если в путину на 2 месяца остановить любое рыбодобывающее предприятие, это будет означать его практически неизбежное банкротство. Какое решение этой проблемы видит ваша компания?
- В настоящее время переработка рыбных отходов осуществляется, в основном, по двум принципиальным технологическим схемам. Первая – это прессовая схема. Она широко распространена в силу того, что применяется достаточно давно, и по той же причине практически исчерпала возможности своего технологического развития. Ее единственным достоинством является относительно низкая стоимость оборудования. Недостатков же масса: эта схема крайне энергозатратна и вследствие этого дорога в эксплуатации, экологически очень грязна, на ней сложно получить продукт высокого качества, на ней невозможно перерабатывать отходы с высоким содержанием жира – сельдевые, сайровые, лососевые.
Вторая схема – декантерная. Она достаточно распространена в мире, но для России является новинкой. Ее принципиальное отличие от прессовой состоит в том, что перемолотая и прогретая масса отходов разделяется на фракции не давлением в прессе, а высокоскоростным центрифугированием. В результате она разделяется на кек, представляющий собой, фактически, влажную рыбную муку, жир и воду с определенным содержанием белка, аналог подпрессового бульона, так называемую клеевую воду. Поскольку не требуется длительное вываривание массы, как при прессовой технологии, энергозатраты при этом техпроцессе ниже в разы.
Дальше начинаются варианты. Сам по себе кек является как готовой кормовой добавкой, так и сырьем для производства кормов для аквакультуры и животноводства. Его также можно дополнительно высушить и получить высококачественную рыбную муку с содержанием белка свыше 70%. С жиром все понятно. Из клеевой воды извлекается белок, затем она отфильтровывается и может быть как сброшена в канализацию, так и использована для технических нужд предприятия.
Разумеется, мы предлагаем только установки, спроектированные по декантерной схеме. Здесь еще важен выбор декантера, поскольку это – ключевой узел установки. Проанализировав характеристики и отзывы об имеющихся на рынке декантерах, мы остановили свой выбор на технике компании «Альфа Лаваль». Это, вне всякого сомнения, лучшие в мире декантерные центрифуги. Их ближайшие аналоги не имеют истории применения в рыбной отрасли, к тому же только «Альфа Лаваль» выдерживает пятимикронный стандарт для своих декантеров. На практике это означает, что только на них можно получить рыбий жир ветеринарного, а при свежем сырье и пищевого качества без дорогостоящей дополнительной очистки. Декантеры производства КНР, как производимые под китайскими марками, так и реплики мировых брендов, на сегодняшний день не выдерживают вообще никакой критики ни по качеству разделения сред, ни по эксплуатационным параметрам.
Мы заключили с компанией «Альфа Лаваль» партнерское соглашение, согласно которому компания «Технологическое оборудование» проектирует и изготавливает установки по переработке рыбных отходов, монтирует и обслуживает их, а «Альфа Лаваль» поставляет для них декантеры и еще ряд узлов и комплектующих. Это позволило значительно снизить стоимость установки для клиента по сравнению с той ситуацией, когда проектирует и изготавливает установку сама компания «Альфа Лаваль».
- Россия в настоящий момент, несмотря на колоссальный потенциал в этой области, не способна обеспечивать даже собственные потребности в продукции, получаемой из рыбных отходов. Так, по данным государственной статистики, производство кормовой муки в стране в последние годы не превышает 60 тыс. тонн в год, а рыбьего жира – 1 тыс. тонн. При этом реальная потребность внутреннего рынка больше приведенных цифр как минимум в 8 раз. Однако мука и жир – это ведь не все продукты, которые можно извлечь из рыбных отходов по новым технологиям?
- Конечно, это далеко не все возможности, которые дает применение декантерной схемы. Более высокий передел жира позволяет получать чрезвычайно высокоценные продукты, к примеру, комплексы полиненасыщенных кислот омега-3 и других веществ, которые используются в косметологии и фармацевтике. Высокие переделы кека также находят применение в косметологии, медицине и биохимии. Норвежские рыбопереработчики, например, поставляют замороженный кек во Францию, где из него выделяют биоактивные вещества, делают питательные среды и еще целый ряд продуктов для биотехнологий. Фактически на такой сырьевой базе могут развиваться целые отрасли высокотехнологичной промышленности, особенно с учетом того, что научное и кадровое обеспечение для них на Дальнем Востоке есть. Имею в виду, прежде всего, институты ДВО РАН и вновь создаваемый Дальневосточный федеральный университет, одним из приоритетов которого установлено как раз развитие биотехнологий и подготовка кадров для этой отрасли. Естественно, установки для высоких переделов наша компания также проектирует и, по мере их востребования рынком, начнет производить.
Но, даже если отвлечься от высоких переделов, простая замена прессовой технологии на декантерную на действующем предприятии сразу дает практически двукратное увеличение цены готовой продукции: вместо технического жира, который стоит в России 17 рублей за килограмм, на выходе мы получаем как минимум ветеринарный, который реализуется по 40 рублей за килограмм. Вместо муки с содержанием протеина до 56% с ценой 35 рублей за килограмм, мы получаем муку с 70-76% протеина, в зависимости от вида сырья, цена килограмма которой не ниже 50 рублей. При этом еще снижается себестоимость продукции за счет уменьшения энергопотребления техпроцессом, приводятся к нулю экологические издержки. Поэтому и перевооружение действующих предприятий на декантерные схемы, и оснащение ими вновь строящихся производств – это вопрос не только перспективы, завтрашнего дня, но и назревшая, актуальнейшая задача дня сегодняшнего.