Запорожцы написали историю своего колхоза6 мая «Красному труженику» – 80 лет. |
В пятницу, 6 мая, в селе Запорожье будет большой праздник. Рыболовецкая артель «Колхоз “Красный труженик”» отмечает 80-летие со дня образования.
В истории рыболовецкого хозяйства несколько раз менялся его статус (то артель, то колхоз), да и село не сразу стало Запорожьем. Основанное в 1907 году, оно первоначально вообще именовалось «поселком при устье реки Озерной», потом стало Унтерберговским и только спустя некоторое время – Запорожским (благодаря настойчивости тосковавших по родным местам запорожских казаков). И хотя история умалчивает, когда Запорожское стало Запорожьем, его жителям это не суть важно.
Оно и сегодня, как сто с лишним лет назад, остается селом – со своей особой атмосферой, своеобразным бытом и отношением к землякам. И по-прежнему здесь живут люди, жизнь которых связана с рыболовецкой артелью «Колхоз “Красный труженик”». У многих не в одном поколении. И я уверена, что именно в этом сила колхозников-запорожцев. В последнее десятилетие на их долю выпало немало испытаний. Привыкшие просто честно и азартно трудиться, по-доброму жить, они оказались не готовыми противостоять методам современного бизнеса. В результате колхоз лишился большей части рыбопромысловых угодий, несколько путин подряд не может нормально осуществлять добычу озерновской нерки – той самой, промысел которой здесь, в устье Озерной, заложили их предки.
Но и сами колхозники, и все, кто их поддерживает, верят: время все расставит по своим местам и все получат то, чего заслуживают. Поэтому пусть все идет своим чередом.
А сейчас в «Красном труженике» – 80-летний юбилей.
История этого колхоза (его по-прежнему называют так, несмотря на официальный статус рыболовецкой артели) отчасти похожа на историю других камчатских рыболовецких хозяйств, но во многом и отличается от них. Процесс создания колхоза был и длительным, и непростым. Ведь люди, обосновавшиеся в этих местах, не были потомственными рыбаками. Как и на своих украинских землях, они занимались разведением домашних животных и птицы, садили огороды – в общем, занимались привычными «материковскими» делами. Поэтому когда советская власть постановила объединить пять рыболовецких артелей (пять тоней – пять артелей), запорожцы воспротивились: будь речь только о речных участках – нет проблем, но ведь предстояло коллективизировать и личные подсобные хозяйства, а вот этого-то выходцы с Украины никак не хотели. И только весной 1931 года район известил Запорожское: артель в их селе может быть не сельскохозяйственная, а рыболовецкая. С этим народ на общем сходе согласился, а все желающие могли написать заявление о вступлении в артель до 5 мая. Ее решили назвать «Красный труженик». И первый день истории – 6 мая 1931 года.
Приезжие в Запорожье сразу и ежеминутно чувствуют, как здесь все не похоже на городскую жизнь. В Озерновском ощущения другие – и не только потому, что его строили как «поселок городского типа», а трех- и четырехэтажные дома вдоль центральной улицы выглядят вполне урбанистично. Незнакомцы чувствуют себя так же, как в любом чужом городе.
Но стоит перейти по мосту через реку Озерная – и попадаешь в другой мир. Дети здороваются, встречные улыбаются. А центральная улица – прямая, широкая, просторная. И в этом есть что-то символическое.
Есть в Запорожье и «большие» дома с так называемыми «всеми удобствами». Но преимущественно село – одноэтажное. В таких строениях люди тоже живут вполне комфортно и современно, но шаг с крыльца – и грядка с зеленью, куст смородины, цветочная клумба. При этом селяне работают на современном промышленном производстве: в колхозе 11 малых рыболовных сейнеров и 10 вспомогательных судов, судоремонтный, механический, автотранспортный, электрический и другие цеха.
И, конечно, рыбоперерабатывающая фабрика – особая гордость колхоза.
Ее построили в начале 2000-х. Цех рыбообработки, который в прежние годы вполне обеспечивал нужды колхоза, в изменившихся условиях был уже неконкурентоспособным. Рыбоконсервный завод стал приобретать флот, чтобы добывать лосося и белорыбицу самостоятельно, появились новые частные компании.
Прогрессивные в целом социально-экономические преобразования имели и негативные стороны. Предприятиям, которые имели историю, несли огромную социальную нагрузку, содержали населенные пункты, жилой фонд, детские сады, занимались благоустройством территорий и т. д. – уже недостаточно было продолжать жить и работать так, как прежде. Им пришлось бороться просто за свое существование. Причем с теми компаниями, которые не собирались взваливать на себя груз социальной ответственности перед населением региона, а поддерживающие свой имидж разовыми рекламными жестами в виде спонсорской помощи.
А почему же вычеркнуто из истории полуострова (получается-то так) все, что делалось колхозом «Красный труженик» за восемь десятилетий своего существования? Почему, кстати, это не учитывается, когда «раздаются» рыбопромысловые участки?
В середине 80-х годов прошлого столетия, когда подходы нерки тревожно сократились, колхоз по рекомендации науки организовал и профинансировал фертилизацию нерестилища – Курильского озера. Результаты не замедлили сказаться: численность стада ценной озерновской нерки стала расти.
Кто знает, стояли бы сегодня здесь, в устье Озерной, те предприятия, которые рыбопромышленники построили за несколько последних лет? Не было бы рыбы – незачем и вкладывать средства в производство…
Но сегодня – канун праздника. И в «Красном труженике» есть другие темы для обсуждения. На торжественном вечере колхозники вспомнят имена всех своих председателей. Первым был Александр Федорович Балабин, потом Герасим Константинович Соловьев, затем Сырников, Сагайдачный, Гринин, Стуров, Ермолаев, Бушуев, Грачев, Круппа, Правник, Семенов, Серебренников, Комиссаров, сегодня правление возглавляет М.П. Пузырев. Каждый из них оставил в истории колхоза след. И об этом те, кто работает на предприятии сегодня, знают.
Но знают и помнят они и о том, что от истории колхоза невозможно отделить династии, которые пошли от первых переселенцев, и тех, кто прибыл в село в первые годы существования колхоза и остался здесь на поколения. В Запорожье фамилии Потужных, Шараевых, Костенко, Роменских, Бровченко, Игнатенко – известны и почетны. Потомки первых «камчатских запорожцев» живут в селе, трудятся в колхозе, растят здесь детей.
Те, кто по делам ненадолго приезжает в этот уголок Камчатки, часто спрашивают: что этих людей держит здесь, в суровом краю, на берегу холодного Охотского моря, где вечно то холодно, то ветрено, то туманно?
А этого, наверное, не объяснить тому, кто так и не ощутил магию этих мест. Воздух, море, горизонт, брусника в тундре, речной прилив, даже противный «восточник», который задувает как минимум на три дня, – это их, родное, привычное.
И речка Озерная много лет кормила людей, которые жили на ее берегу. Она их не оставит.