Тема «простора для прибрежки» не теряет актуальностиПолпред Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев заявил о готовности отстаивать вопрос расширения зоны прибрежного рыболовства в регионе. |
«Сейчас на Дальнем Востоке зона прибрежного рыболовства – это всего 12 миль, тогда как в Калининграде – 200 миль. Прибрежное рыболовство является практически единственным источником доходов для основной массы дальневосточных рыбаков. На них держится и вся прибрежная инфраструктура. Более того, такая ограниченная зона не позволяет в полной мере нашим рыбакам осваивать квоты на вылов биоресурсов. Зону прибрежного рыболовства на Дальнем Востоке необходимо расширять, и этот вопрос мы будем поднимать перед федеральным правительством», – заявил полномочный представитель Президента РФ в ДФО.
Согласно постановлению Правительства РФ от 26 ноября 2008 г. № 886, континентальный шельф Российской Федерации и исключительная экономическая зона Российской Федерации в Черном, Балтийском и Баренцевом морях являются районами, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства. В свою очередь, Федеральному агентству по рыболовству этим же постановлением было поручено подготовить предложения о возможности определения иных районов континентального шельфа и ИЭЗ РФ, в которых допускается осуществление прибрежного рыболовства. Это поручение до сих пор не выполнено.
Как сообщили в аппарате полпреда Президента РФ в ДФО, Виктор Ишаев считает, что отсутствие такого нормативного акта является административным барьером для возможности полного освоения прибрежных квот на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.
По мнению полномочного представителя Президента, расширение районов прибрежного рыболовства позволит не только увеличить уровень освоения квот, но и создать новые рабочие места в прибрежных поселках, увеличить доходы предприятий, которые пойдут на расширение производства, и, в конечном итоге, приведет к дополнительному поступлению средств в бюджеты различных уровней.
«Я всячески поддерживаю дальневосточных губернаторов, которые неоднократно обращались в Правительство с предложением о расширении зоны прибрежного рыболовства, поскольку предприятия прибрежного промысла, в отличие от океанического, обеспечивают основы жизни и деятельности населения, проживающего на прибрежных территориях, прилегающих к району промысла», – добавил полпред.
За то, чтобы допустить «прибрежку» в исключительную экономзону, активно выступают Сахалинская область и Камчатский край. Заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Карепкин пояснил, что в этом случае можно было бы пойти двумя путями: внести изменения в Федеральный закон «О рыболовстве…» – что потребовало бы значительного времени – и через постановление Правительства РФ – что позволило бы сэкономить время.
«На наш взгляд, это простое управленческое решение без финансовых затрат, без каких-либо увеличений и капиталовложений, затрат из различных бюджетов повлечет за собой, по самым предварительным подсчетам, увеличение объемов добычи по прибрежным квотам только предприятиями Камчатки порядка 40-60 тыс. тонн», – отметил министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын. Вопрос же с расширением зоны промышленного рыболовства, по мнению собеседника информагентства, логичнее решать к 2018 г., когда будет следующее закрепление долей квот на вылов водных биоресурсов.
Тема «простора для прибрежки» активно обсуждалась на заседаниях различного уровня. Так, в августе 2010 г. предложение Росрыболовства о расширении районов прибрежного рыболовства на континентальный шельф и исключительную экономическую зону Российской Федерации поддержали участники заседания Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса. Затем вопрос был поднят на совещании по развитию отрасли, которое проводил 24 августа 2010 г. в Петропавловске-Камчатском премьер-министр Владимир Путин.
В сентябре 2010 г. Росрыболовство опубликовало проект постановления, допускающий осуществление прибрежного промысла на континентальном шельфе и в ИЭЗ РФ в Черном, Балтийском, Баренцевом, Чукотском, Охотском, Беринговом, Японском морях и Северо-Западной части Тихого океана. Однако документ так и не был принят.
Приморье уже обозначило свою позицию – это единое промысловое пространство: допуская прибрежное рыболовство в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе дальневосточных морей, необходимо также разрешить промышленный лов в терводах. Начальник управления рыбного хозяйства администрации края Алексей Цымбал напомнил о том, что разграничение промышленного и прибрежного рыболовства не имеет под собой никакого биологического обоснования, ведь рыба границ не признает. «Фактически первоначальное предназначение прибрежных квот было для поддержки регионов», – отметил он. Собеседник агентства подчеркнул: приморцы готовы поддержать инициативу по расширению зоны «прибрежки», но только в том случае, если будет уточнено понятие прибрежного рыболовства в ФЗ № 166. «Давайте дадим четкое понятие, которое будет предусматривать доставку уловов по прибрежным квотам на территорию субъекта Российской Федерации, для которого эти лимиты были выделены, для последующей переработки и реализации на российском берегу. Причем обязательно нужно указать: в парном или охлажденном виде».
«Наша позиция в общем-то довольно понятна и проста, то есть не надо играть в одни ворота, как предлагают наши соседи из других регионов», – заявил Алексей Цымбал.
Президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, комментируя РИА Fishnews.ru сложившуюся ситуацию, отметил: «Не понимаю, из-за чего ломать копья? В том же Калининграде – несмотря на особый режим «прибрежки» – рыбоконсервная отрасль никак не прибавила оборотов за время действия этого постановления, нет прироста производства. Понимаю мотивы тех, кто выступает за расширение «прибрежки», кстати, многие предприятия, входящие в нашу ассоциацию, за такое решение. Думаю, что определенные экономические результаты вследствие расширения «прибрежки» возможны, но они будут очень скромными и очень далекими от предсказываемого бурного развития прибрежных поселений. В то же время некоторый минус получит океаническое рыболовство. Поэтому в целом для отрасли сочетание плюсов и минусов от этого нововведения даст ноль».
На следующей неделе представители различных субъектов Федерации вновь обсудят вопросы расширения районов прибрежного и промышленного рыболовства, создания единого промыслового пространства в рамках совещания, которое проведет во Владивостоке руководитель Росрыболовства Андрей Крайний.