Газета «Рыбак Камчатки»

Значение рыбной отрасли – определяющее

26 мая состоится ежегодный съезд предпринимателей края. На нем будут обсуждены важнейшие вопросы социально-экономического развития Камчатки. В преддверии этого события мы встретились с председателем Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки С.В. Тимошенко.

- Сергей Васильевич, рыбная отрасль имеет определяющее значение в обеспечении устойчивого социально-экономического развития края, существенно влияет на занятость и закрепление населения на полуострове. Какие изменения произошли в этой отрасли?

- По итогам трех последних лет наш рыбохозяйственный комплекс имеет высокую динамику. Он занимает первое место по вылову ВБР и выпуску рыбной продукции среди всех регионов ДВФО. В целом в 2010 году предприятиями края освоено 933 тыс. тонн – 34% в уловах ДВФО и около 23% общероссийского улова.

Производство рыбной продукции (без консервов) в 2010 году составило 682 тысячи тонн, или 98% к уровню 2009 года. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг превысил уровень 2009 года на 6% и составил 29,8 млрд. рублей.

Ведущую роль комплекс играет и в экономике региона: на его долю приходится более 50% объема промышленного производства и около 86% экспортного потенциала края. Численность занятых здесь составляет около 17 тысяч человек.

- Позитивная динамика рыбной отрасли, прежде всего, обусловлена закреплением за предприятиями в 2008 году долей квот добычи ВБР на 10 лет, а также заключением договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на 20 лет, и что немаловажно – в основном устойчивая законодательная база в области рыболовства.

- Между тем, мы должны отчетливо понимать, что перечисленные выше факторы, давшие импульс наращиванию объемных показателей по добыче биоресурсов в основном за счет более полного освоения ОДУ, относятся к чисто организационным мерам и их влияние на дальнейшее поступательное развитие имеет предел роста.

Если говорить о рыбной отрасли страны, то экономические меры господдержки ее предприятий за 3-летний период в виде прямых субсидий были незначительными и составили менее 1,5% консолидированного денежного потока отрасли.

Наша отрасль не относится к числу получателей госсубсидий, т. к. общий объем налоговых поступлений и таможенных платежей от деятельности составил 26 млрд. рублей. Это в 3,7 раза превышает прямую и косвенную господдержку.

- Дальнейшее развитие рыбопромышленного комплекса зависит также и от состояния запасов ВБР в традиционных районах промысла. По данным КамчатНИРО о среднесрочном прогнозе состояния промысловых запасов традиционных объектов промысла, до 2020 года роста ОДУ не прогнозируется, а по некоторым видам ожидается даже уменьшение запасов. Уже сегодня необходимо готовиться к тому, что скоро в полный рост встанет проблема, что и где будем ловить.

- Действительно, если учесть, что после закрепления за пользователями долей квот ВБР сроком на 10 лет и подписания соглашения между субъектами федерации Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна о закреплении за территориями долей квот для прибрежного рыболовства по подзонам определились четкие пропорции ресурсного обеспечения каждого региона. В соответствии с предварительными прогнозами КамчатНИРО, ресурсная обеспеченность Камчатки до 2020 года будет на уровне 2010-го.

Что касается океанического рыболовства, то понятно: остается резерв более полного освоения нетрадиционных объектов промысла. Но мы и сегодня их не осваиваем не потому что не хотим, а потому что нечем. И второй резерв – освоение ресурсов в Мировом океане.

- И в первом, и во втором случаях необходим современный, экономичный специализированный флот.

- Нам крайне необходимо понять, какие будут приняты принципиальные решения относительно механизма поддержки судостроения со стороны государства: создание государственной лизинговой корпорации, лизинговые схемы, налоговое стимулирование, использование в качестве залогового обеспечения по кредитным договорам долей квот добычи ВБР или другие способы?

Определяя направление развития рыбной отрасли Камчатки, хотелось бы, чтобы мы избежали крайностей в определении приоритетов направления видов рыболовства. Для нас важно и прибрежное рыболовство, и океаническое. Главное, что между ними практически нет ресурсной конкуренции.

- Говоря о прибрежном, мы в первую очередь подразумеваем промысел лососей. Какие меры необходимо применить в этой важной составляющей?

- Высокий уровень прогнозной неопределенности лососей с одной стороны и практически полная экономическая зависимость населения побережья Камчатки от подходов лососей с другой ставит задачу создания устойчивого лососевого хозяйства в разряд первостепенных. Ее я, пожалуй, выделил бы в отдельное направление.

На западном побережье Камчатки в Охотское море впадает 8 640 рек, а в бассейн Тихого океана на восточном побережье – 19 431 река. Промысел лососей осуществляется на 236 реках. Кроме того, исторически сложилось, что значимые объемы лососевых видов рыб подходят к западному и восточному побережью Камчатки один раз в два года. Это очевидные предпосылки того, что приложив определенные усилия, на Камчатке можно стабильно ежегодно добывать их более 200 тыс. тонн.

Программа искусственного воспроизводства лососей на Камчатке существовала и действовала с 1995 года и была остановлена в 2001-м. Ее цель – добиться восстановления численности лососей в нерыбные годы на западном и восточном побережьях и изменить структуру лососевого стада на более предсказуемые с точки зрения возврата и более ценные в коммерческом отношении виды лососей.

Можно только сожалеть об упущенном времени. К примеру, на Аляске за 14 лет искусственного воспроизводства довели закладку на инкубацию с 22 млн. экз. икры до 1,4 млрд. Возврат составил почти 90 тыс. тонн при том, что главным направлением рыбоводства является одновременное развитие пастбищного рыбоводства и активное поддержание естественных стад лососей. Япония искусственно производит и выпускает 2 млрд. экз. молоди кеты и получает ежегодный возврат 200 тыс. тонн рыбы.

- Как в целом складывается экономическая ситуация в отрасли края?

- О ней свидетельствуют финансовые результаты деятельности. По оперативным данным, за 2010 год крупными и средними предприятиями рыбохозяйственного комплекса получена прибыль в размере 3,3 млрд. рублей – 92% к уровню аналогичного периода 2009 года.

Снижение величины сальдированного финансового результата обусловлено во многом ростом стоимости топлива, ГСМ, затраты на приобретение которых составляют значительную долю в расходах.

Цена на топливо в текущем году продолжает расти. А если учесть, что цены реализации минтая всех видов обработки в текущем году снизились на 15–20%, следует ожидать значительного понижения прибыли предприятий.

Если не принять мер финансовой поддержки, то мы можем потерять темпы высокой инвестиционной активности, сложившейся в отрасли края в 2008–2010 гг.
Для сравнения: только в 2010-м рыбными организациями в развитие береговых перерабатывающих мощностей, строительство и модернизацию флота вложено более 2 млрд. рублей.
Основная часть инвестиционных проектов – это достаточно крупные среднесрочные проекты по строительству и модернизации флота и береговых перерабатывающих производств, направленные на внедрение передовых технологий глубокой переработки рыбы и морепродуктов в целях обеспечения увеличения добавленной стоимости, снижения затрат на производство продукции, повышения конкурентоспособности и рентабельности отрасли.

За эти годы на побережьях полуострова построено 4 современных завода, нацеленных на глубокую переработку, выпуск высококачественной и рентабельной рыбной продукции – предприятий ООО «Тымлатский рыбокомбинат» (с. Тымлат), ООО «Витязь-авто» (п. Озерновский), ООО «Рыболовецкая артель “Народы Севера”» (с. Усть-Большерецк), ООО «Лойд-фиш» (п. Октябрьский).

В 2011–2012 годах на восточном побережье планируется сдать в эксплуатацию еще 2 береговых завода (п. Ивашка). Реализацию инвестиционных проектов осуществляют предприятия ООО «Восточный берег» и ОАО «Колхоз им. Бекерева».

- Какие еще меры, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы не потерять заданных темпов экономического роста комплекса?

- Нужно добиваться предоставления предприятиям субсидий и других мер господдержки не только в условиях роста цен на топливо и ГСМ, но и в устранении административных барьеров в рыболовстве, где деятельность рыболовных компаний контролируют 32 различных ведомства, которые выдают 511 различных документов, актов, сертификатов и свидетельств, зачастую дублирующих друг друга. Также необходима поддержка в:

- возрождении системы подготовки кадров;

- распространении специального режима налогообложения – единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) на все рыбохозяйственные организации края вне зависимости от штатной численности;

- предоставлении налогоплательщикам права применять к основной норме амортизации специальный коэффициент до 3-х включительно в отношении судов, построенных на российских верфях;

- освобождении от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию РФ судов рыбопромыслового флота, построенных или приобретенных за пределами таможенной территории РФ;

- применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость для судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляющих деятельность по производству, ремонту, техническому обслуживанию, модернизации судов рыбопромыслового флота;

- снижении ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование, запасные части к ним, используемые на судах и береговых предприятиях и не производимые в РФ;

- совершенствовании механизма субсидирования, в том числе путем предоставления бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета средствна софинансирование региональных программ развития береговой рыбопереработки и аквакультуры;

- установлении правовых основ залога на добычу ВБР и оборота долей квот их вылова.

- Развитие прибрежного рыболовства и создание условий для расширения береговой рыбопереработки является реальным резервом увеличения числа занятых на производстве, увеличения объемов производства продукции и закрепления населения на всей территории края, а не только в краевом центре. В то же время этот вопрос является темой постоянного диалога с федеральными органами власти. Почему?

- Хотелось бы сразу отметить, что бытует ошибочное мнение, если не сказать заблуждение, об отождествлении понятия прибрежного рыболовства и береговой рыбопереработки. Прямой зависимости развития береговой рыбопереработки от привязки к квотам для осуществления прибрежного рыболовства нет.

Предприятия, осуществляющие прибрежное рыболовство и предприятия береговой рыбопереработки остаются чрезвычайно важной составляющей рыбохозяйственного комплекса края. Береговые предприятия, в отличие от флота, по объективным причинам, способны производить продукцию более глубокой степени переработки, используют местное сырье, энергоресурсы, услуги инфраструктуры края. Немаловажен и социальный аспект, поскольку создание каждого рабочего места в отрасли автоматически генерирует, как минимум, 6–8 рабочих мест в сфере торговли, транспорта, судоремонта и т. д. При этом численность занятых в отрасли составляет порядка 9–10% общей занятости в регионе.

Береговая рыбопереработка возникает и существует там, где есть объективные экономические предпосылки для ее организации и эффективной работы. Наличие в прибрежных водах больших запасов водных биоресурсов – еще не повод вкладывать средства в заведомо убыточное производство.

Объективным, существенным и определяющим фактором, влияющим на загрузку береговых предприятий рыбой является расстояние до района промысла, из которого возможна доставка сырья на берег без потери качества. Там, где невозможно выполнить это требование, рыбаки осуществляют сдачу уловов на плавучие приемные мощности.

Настойчиво связывать решение вопроса загрузки сырьем береговых рыбоперерабатывающих комплексов только с обязательной доставкой на берег уловов, добытых по квотам прибрежного рыболовства, при этом не развивая инфраструктуру морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания флота, означает загонять существующую проблему глубже и еще дальше по времени уходить от реального решения вопроса развития берега.

Но хуже всего, что это «заблуждение» оформлено федеральным законом. Практика применения этих норм закона ни на шаг не продвинула декларируемые цели, зато породила существенное ограничение возможности добычи биоресурсов флотом прибрежного рыболовства, во-первых, «заперев» его в 12-мильной зоне, и во-вторых, обязав его, не сообразуясь с потерями промыслового времени, качества рыбы, затратами на переходы до берега и обратно до района промысла, доставлять уловы на территорию субъекта РФ.

Абсурдность заключается еще и в том, что на судах флота, работающего в режиме прибрежного рыболовства, запрещено производить продукцию из ВБР, хотя рыба, выловленная и поднятая на палубу, уже является продукцией, выпускаемой в обращение.

Соответствующее поручение о необходимости расширения зон прибрежного рыболовства за пределы 12-мильной зоны было дано В.В. Путиным в ходе совещания по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса, проходившего у нас 24 августа 2010 года. Но вопрос до сих пор не решен, хотя для этого не требуется внесений поправок в федеральное законодательство – достаточно постановления правительства.

Учитывая, что закончился период тяжелой навигации и прибрежный флот приступил к промыслу, считаем необходимым ускорить исполнение этого поручения.

Одновременно необходимо инициировать внесение поправок в Федеральный закон о рыболовстве, о возврате к единому промысловому пространству и снятии ограничений для рыбаков, работающих в режиме прибрежного рыболовства, в части реализации уловов.

- Социально-экономическое развитие всего края и рыбохозяйственного комплекса, в частности, определяется не количеством программ и идей. Важнее – определить точки главного приложения сил бизнеса и власти региона для достижения главной цели – создания благоприятных условий для жизни и хозяйствования человека. Каким вы видите взаимодействие бизнеса и власти в данном направлении?

- Еще в период работы научно-практической конференции в феврале 2008 года «О перспективах социально-экономического развития Камчатского края» на заседании отраслевой группы было принято решение о создании рыбохозяйственного кластера.

Среди прочих особенностей и отличий участия представителей бизнеса в кластере от вступления в любую некоммерческую организацию является добровольное взаимодействие с властью региона в решении региональных проблем.

Для создания кластера было инициировано общее собрание предприятий и некоммерческих объединений комплекса с целью создания единой некоммерческой организации как непременного условия при создании кластера. В результате переговоров было принято и реализовано решение о создании объединения на базе Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки.

Роль правительства при создании и поддержке кластерной структуры состоит в разработке и внедрении согласованной экономической стратегии (программы), мобилизующей администрацию и бизнес для достижения целей. Но создание до сих пор не формализовано в виде распоряжения правительства края о назначении исполнительного органа власти и создании в его составе департамента (отдела) по обеспечению деятельности кластера.

Нам видится, что такой отдел должен быть создан в составе минрыбхоза. Главная задача этого органа – не в управлении бизнесом, а в регулярной и системной работе в области обеспечения законодательного сопровождения на федеральном и региональных уровнях принятых программных решений в крае. Создание базы данных, сбора и обработки информации, относящейся к деятельности кластера. Оказания содействия в устранении административных барьеров в области рыболовства.
Мы уверены, что только при совместной работе бизнеса и власти можно реально достичь желаемых результатов в социально-экономическом развитии Камчатки.

Ольга МАШУЛИНА.