Разрешение без проблемУчастники Дальневосточного научно-промыслового совета обсудили необходимость изменения Правил получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы судами рыбопромыслового флота. |
Министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын на примере ситуации, которая возникла в ходе лососевой путины-2011, обосновал важность внесения поправок в постановление Правительства РФ от 5 сентября 2007 г. № 560 «О получении разрешения на неоднократное пересечение государственной границы Российской Федерации российскими рыбопромысловыми судами, осуществляющими промысел водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, и (или) на континентальном шельфе РФ, и об осуществлении контроля в отношении указанных рыбопромысловых судов».
Напомним, что в этом году возникли проблемы при оформлении флота на приемку лососей в Карагинскую подзону. В письме Северо-Восточного погрануправления береговой охраны ФСБ России, разъясняющем порядок работы приемных судов в период «красной» путины, содержались условия о приостановке действия разрешений на неоднократное пересечение госграницы. После такого ответа подавляющее большинство предприятий, выразивших желание принять участие в лососевой путине, отказались от своих намерений.
По словам министра рыбного хозяйства Камчатского края, проблему «неимоверными усилиями» удалось решить. В ходе совместного с пограничниками совещания был подписан протокол, в котором указывалось: «Суда рыбопромыслового флота, на которые в установленном порядке выдано разрешение на неоднократное пересечение государственной границы, осуществляют выход за пределы территориального моря для сброса производственных отходов в уведомительном порядке, с уведомлением Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны не менее чем за сутки».
Тем же судам, у которых такого разрешения нет, не менее чем за сутки до предполагаемого пересечения государственной границы было предписано запросить его у СВПУ БО ФСБ России по электронному адресу. При этом пограничные органы должны были проинформировать судовладельца о принятом решении в возможно короткий срок (не более суток).
Однако, подчеркнул Владимир Галицын, такой порядок был принят лишь на лососевую путину 2011 г. и для избежания в будущем аналогичных проблем нужно внести изменения в постановление Правительства № 560.
Как сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru, докладчик заявил о необходимости заменить в этом нормативно-правовом акте слово «промысел» на «рыболовство». «Сейчас, по постановлению, разрешение на неоднократное пересечение госграницы получают суда, ведущие промысел, – в понимании всех это добыча, непосредственно изъятие водных биоресурсов. Все что касается хранения, переработки, транспортировки, перегрузки уловов, как это определено в статье 1 Федерального закона «О рыболовстве…», здесь выпало из регулирования», – пояснил куратор рыбной отрасли Камчатского края.
Он также указал на необходимость пересмотра перечня документов, предоставляемых для получения разрешения на неоднократное пересечение госграницы, так как сейчас в списке дублируются документы, необходимые для получения разрешения на промысел.
В министерстве рыбного хозяйства Камчатского края считают, что в постановлении должна быть предусмотрена возможность оформления разрешения на неоднократное пересечение госграницы для предотвращения загрязнения окружающей среды судами, осуществляющими прибрежное рыболовство. «Даже если район промысла, указанный заявителем, находится в пределах внутренних морских вод и территориального моря РФ, у судна, тем не менее, возникает необходимость периодично в зависимости от его типа и вида промысла выходить за пределы территориального моря, внутренних морских вод для сброса отходов», – рассказал Владимир Галицын.
Он обратил внимание и на то, что при нарушении законодательства о государственной границе пользователь в течение года не имеет права получить разрешение на неоднократное пересечение на все суда, принадлежащие предприятию. По мнению докладчика, нужно отказывать в выдаче разрешения лишь в том случае, если вовремя не был уплачен штраф за нарушение госграницы. В противном случае это ставит под вопрос экономическую деятельность хозяйствующего субъекта и ведет к недоосвоению водных биоресурсов.
Указал министр рыбного хозяйства Камчатского края и на другие моменты, которые требуют доработки и изменения.
В ходе заседания ДВНПС было озвучено предложение об издании отдельного документа, предусматривающего порядок выхода судов из терморя для сброса льяльных вод. Было отмечено, что проблема касается также судов, осуществляющих рыболовство в научно-исследовательских и контрольных целях.
Юрист Ассоциации добытчиков минтая Наталья Казакова обратила внимание на актуальность корректировки постановления Правительства № 560 в свете проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, направленных на совершенствование государственного контроля и надзора в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также усиления уголовной и административной ответственности за нарушение в этой области». В данном законопроекте предусмотрена конфискация судов за нарушение правил охраны окружающей среды.
Представитель Пограничной службы ФСБ России, контр-адмирал Алексей Вольский, присутствовавший на заседании, также выразил неудовлетворенность нынешней работой постановления Правительства № 560. Он напомнил рыбакам о необходимости предоставления транспортно-технологических схем работы. Кроме того, представитель погранслужбы предложил подключиться к законодательной инициативе по внесению изменений в закон о государственной границе, с которой выступило Министерство транспорта РФ, – чтобы рыбаки не остались «за бортом». Согласно поправкам, суда Минтранса смогут пересекать госграницу в уведомительном порядке. Заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, в свою очередь, сообщил, что ФАР уже направило соответствующие предложения в Министерство транспорта.