Журнал «Fishnews»
Антон СУХОРУКИХ

Высокие технологии на Дальнем Востоке. Будущее уже здесь

Экологически безопасная переработка рыбных отходов, особенно высокой жирности, – наболевшая проблема российской рыбной отрасли. На Дальнем Востоке было построено несколько заводов по их переработке, но установленное на них оборудование не справилось с этой задачей. Китайские поставщики, обещавшие очень дешево и еще со скидкой решить эту задачу, «умыли руки» и затерялись на просторах Поднебесной. Проблема осталась нерешенной. И вот компания «Технологическое оборудование» объявила о запуске первой на Дальнем Востоке установки, способной переработать любые рыбные отходы. Об этом событии и о тех перспективах, которые оно открывает, c корреспондентом журнала «Fishnews – Новости рыболовства» беседует директор по маркетингу и развитию компании «Технологическое оборудование» Антон Сухоруких.

- Прошло всего около года с тех пор, как Вы впервые сказали о том, что компания «Технологическое оборудование» занялась проблемой переработки и утилизации рыбных отходов, и около 6 месяцев с тех пор, как вы стали работать над этой проблемой совместно с компанией «Альфа Лаваль». И с месяц, как в новостях прошло, что первая установка уже запущена. Показала ли она тот результат, который все ожидали?

- Скажу официально и торжественно: первая на Дальнем Востоке и вторая в России установка по переработке рыбных отходов любой жирности, спроектированная и произведенная компанией «Технологическое оборудование» на базе трехфазного декантера «Альфа Лаваль», запущена на новом рыбоперерабатывающем заводе ООО «Корякморепродукт» на Камчатке. Прежде всего, хотелось бы отметить, что оборудование «Альфа Лаваль» оправдало те надежды, которые мы на него возлагали. Из отходов, которые обычно образуются при первичной переработке лососевых – головы, кишка, печень, некондиционная рыба, прилов – на нашей установке мы получили рыбий жир пищевого качества, соответствующий ГОСТу 8714-72. Это подтвердили анализы, которые мы осуществили в аккредитованной лаборатории во Владивостоке. Пищевой жир получился на выходе декантера, без дополнительной очистки и сепарации. Никакие другие трехфазные декантеры такого результата не дают. Содержание же протеина во влажном рыбном кеке составляет не менее 19%. Соответственно, легко подсчитать, что при досушивании кека до стандарта муки, содержание протеина в ней превысит 64%.

Теперь компания «Технологическое оборудование» начинает прием заказов на жиромучные установки, предназначенные для работы на любом сырье. Должен отметить, что уже начато предварительное эскизное проектирование установок большой мощности для ряда заказчиков. Производительность этих установок составит от 120 до 200 тонн в сутки по сырью, одна из них предназначена для монтажа на судне, остальные планируются к установке на береговых заводах. Правда, с учетом длительных сроков поставок декантеров из Дании, период проектирования и производства пока занимает у нас от 8 до 12 месяцев. Однако мы уже ведем работу по сокращению этого срока. Интерес к этим установкам очень велик, и люди не хотят ждать слишком долго.

- Это, безусловно, успех. Но, как Вы говорите, каждый результат – это лишь еще один шаг к цели. А каковы будут следующие шаги в этом направлении?

- Сейчас мы разработали и запускаем программу исследований, которая позволит углубить передел отходов. Содействие в этом нам оказывает Дальневосточное отделение РАН, возможно, подключится еще ДВФУ. Создаем альянс с заинтересованными в стабильных и масштабных поставках российского сырья производителями кормов для сельского хозяйства и аквакультуры. Проще говоря, формируем на Дальнем Востоке рынок сбыта для продуктов переработки рыбных отходов и стимулируем его развитие.

Этим мы решаем две глобальные задачи. Во-первых, обеспечиваем экологическую чистоту рыбопереработки и повышаем ее рентабельность для своих клиентов. Извлекаем из рыбы абсолютно все и превращаем в товарный продукт, а сбрасываем только практически чистую воду. Надеюсь, в недалеком будущем абсолютная экологическая чистота производства станет официальным стандартом как в первичной, так и в глубокой рыбопереработке. Вообще говоря, технические регламенты и стандарты совершенно необходимы не только для продукции из рыбы, но и для предприятий, оборудования, на котором она производится. Глубоко убежден: компоновка и техническое оснащение рыбоперерабатывающих предприятий, как и любых других впрочем, обязательно должны быть регламентированы, причем в полном соответствии с международно признанными стандартами, и вне этих регламентов ни одно предприятие работать не должно. Как не должны выходить в море или на реку суда, не соответствующие регламентам Регистра.

Во-вторых, создаем на Дальнем Востоке сначала отдельные предприятия, а затем и целые отрасли промышленности, высокотехнологичной и наукоемкой, со стабильной сырьевой базой. И со спросом на оборудование и технологии, конечно. Создаем себе еще один рынок сбыта – мы ведь не абстрактные альтруисты. Но, тем не менее, гораздо интереснее жить и работать, когда ставишь перед собой серьезные и глобальные цели, когда видишь бизнес не как набор сделок, совершаемых только ради заработка, а как способ, путь к решению значимых в государственном или мировом масштабе задач. Именно так я понимаю развитие бизнеса – создание новых направлений, новых продуктов, новых рынков, новых возможностей и для себя, и для других, решение серьезных проблем. Ну и что немаловажно, на нехоженых путях гораздо больше возможностей заработать. Именно такой подход позволил превратить «Технологическое оборудование» из в общем-то рядовой средней компании в общепризнанного отраслевого лидера. А это ведь тоже, по-хорошему, только первый шаг.

- Многие утверждают, что глубокая рыбопереработка на территории России бесперспективна – наша продукция неконкурентоспособна по цене с китайской или вьетнамской. Нет ли опасений, что производство рыбной муки или жира также окажется нерентабельным?

- Российская нефть тоже «неконкурентоспособна» по сравнению с ближневосточной. У нашей в разы выше себестоимость добычи, не говоря уже о стоимости доставки до потребителя. Однако вся она продается до последней капли и российские нефтяники отнюдь не бедствуют при этом.

Поймите две очень простых вещи. Первая – людей в мире с каждым днем становится все больше, и все они хотят есть. А рыбы, особенно природной, становится меньше. Как в таких условиях вообще можно жаловаться на неконкурентоспособность рыбопродукции – для меня загадка.
Вторая – зачем конкурировать именно по цене и именно в той же категории? «Мерседес», по этой логике, вообще невозможно продать. Он ведь несравнимо дороже, допустим, «Жигулей». Однако практика показывает, что «Мерседес» отлично продается. Просто он продается в другой качественной и ценовой категории. Китайское филе минтая штучной заморозки, к примеру, раза в два дешевле в рознице, чем российское филе блочной заморозки. При этом решительно все покупают китайское филе только в том случае, если российского в продаже нет. Причина одна – у нашего несравнимо более высокое качество. Если невозможно конкурировать с коровой в производстве навоза, конкурируйте с ней в производстве бифштексов. Вот и весь «бизнес кейс».

Из рыбы можно изготовить широчайший ассортимент пищевой продукции – от непотрошеной блочки до замороженных готовых блюд как для розничной торговли, так и для общепита. Причем вторая категория продукции из рыбы – страшный дефицит. Школьные завтраки, спортивное и диетическое питание, больничное питание, малокалорийные блюда для вечно худеющих женщин, блюда для кафе быстрого обслуживания, рыбные пиццы и гамбургеры – все эти товарные ниши в России вакуумно пусты. Конкуренции в них нет вообще, даже гипотетической.

То же самое можно сказать и о муке и жире. Этих продуктов гораздо меньше, чем планета может потребить. Спрос на них ограничен предложением, и, если их поставки на рынок увеличатся, соответственно вырастет и спрос. Возможно, цена на время просядет, но быстро отыграет обратно, потому что все равно их нужно еще больше. Поэтому миф о неконкурентоспособности какой бы то ни было приемлемой по качеству продукции из рыбы – просто популярное и расхожее оправдание бездеятельности и непрофессионализма.

Я, кстати, совсем недавно слышал, причем много и часто, что производство оборудования для рыбопереработки в России нерентабельно, что его надо прекращать, потому что оно неконкурентоспособно по цене с китайским. Причем это говорили люди, считавшиеся в данной области профессионалами. Теперь они предпочитают об этом не вспоминать. То же будет и с глубокой переработкой рыбы, и с переработкой отходов.

www.dvtexno.ru

e-mail: dvtexno@stl.ru

телефон: (423) 234-01-43

Александр ИВАНОВ

  • Антон СУХОРУКИХ
  • Установка по переработке отходов
  • Скребковый теплообменник и декантер
  • Выход дробилки
  • Приемные бункеры