Газета «Рыбак Приморья»

Для решения вопроса по Севморпути необходимы конкретные сроки

Поручения первого вице-премьера Виктора Зубкова по оптимизации тарифов на перевозку рыбопродукции по Северному морскому пути должны ускорить не только обсуждение проблемы, но и ее решение, отмечает председатель Совета директоров ОАО «ПБТФ» Сергей Саксин.

К настоящему времени транспортный рефрижератор «Коммунары Николаева» благополучно завершил следование по Северному морскому пути и к 3 октября должен подойти на перегруз в район промысла в Берингово море. 6 октября в этот же район ожидается прибытие второго судна – ТР «Капитан Пряха». С минтаевой продукцией на борту оба рефрижератора проследуют в порт Владивосток.

Однако до сих пор без фактических подвижек остается ситуация с финансовой стороной вопроса: 8 сентября РИА Fishnews.ru сообщало о запросах, которые руководство судоходной компании «Дальрифер» направило в «Атомфлот» относительно стоимости услуг на перевозку рыбопродукции и прохождения судов рыбопромыслового флота в балласте по СМП в обратном направлении. Официального ответа не поступало до сих пор. В Федеральном агентстве по рыболовству информируют, что вопрос находится в проработке, специалисты ведомства занимаются его решением. Правда, о каких-то конкретных вариантах, предложениях по-прежнему также не говорится.

Надежда на то, что поиск выхода из сложившейся ситуации получит ускорение, появилась после обсуждения этой темы на заседании Правительственной комиссии по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса 22 сентября. Напомним, Виктор Зубков поручил Росрыболовству, Минтрансу и Федеральной службе по тарифам проработать вопрос об оптимизации тарифов на услуги ледокольного флота для развития перевозок рыбопродукции по Севморпути.

«Весомые экономические преимущества и дивиденды», которые получат не только государства, но и частные компании, выбравшие арктическое направление для перевозок, пообещал на II Международном арктическом форуме и премьер-министр Владимир Путин. Есть все основания предполагать, что в их числе пожелают оказаться многие рыбопромышленные компании. Тем более что Северный морской путь – на сегодняшний день единственный реальный способ создать здоровую конкуренцию железной дороге, которая до настоящего момента оставалась монополистом в вопросе доставки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральные регионы России.

«Начало положено хорошее. Хочется надеяться, что это ускорит не только обсуждение проблемы, но и ее решение, и на реализацию не уйдут многие месяцы, – выразил надежду председатель Совета директоров ОАО «Преображенская база тралового флота» Сергей Саксин. – Тем более что в проекте заинтересованы абсолютно все стороны. По крайней мере, на словах».

Важно помнить, что широкомасштабная реализация проекта доставки рыбопродукции по Северному морскому пути способна стать действенным инструментом не только для развития внутреннего рыбного рынка, но и для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности, о которой в 2006 г., когда устанавливались тарифы на перевозку продукции по СМП, никто и не помышлял.

«По Севморпути до нас рыбу не возили, мы являемся в этом деле первопроходцами, поэтому даже в приказе Федеральной службы по тарифам РФ № 337-т/9 рыба относится к «прочим» грузам и подпадает под тариф в 1048 рублей за тонну», – пояснил информагентству Сергей Саксин. Для сравнения, по тому же перечню тарифов, перевозка нефти или нефтепродуктов обойдется всего в 530 рублей за тонну, а лесоматериалы и вовсе оцениваются в 118 рублей за тонну. Однако следование по Севморпути без груза обернется для судовладельца вдвое большими потерями. Согласно тому же приказу ФСТ, за следующее транзитом по трассе судно необходимо выплатить сумму, исходя из 1 тыс. рублей за тонну его полного водоизмещения. В балласте полное водоизмещение ТР «Коммунары Николаева» составляет 12 697 тонн. Соответственно, за стремление сократить время перехода в район промысла для приемки рыбы с добывающего флота придется заплатить 12 млн. 697 тыс. рублей плюс 18% НДС.

«Из чего должен складываться тариф для рыбы, из каких фактических затрат – в этом, судя по всему, первым делом и предстоит разобраться чиновникам. Но обсудить проблему можно и за один день, тем более что все данные в ведомствах имеются. Главное же для нас – рыбопромышленников, отраслевого бизнеса – чтобы принятие решения и его реализация не затягивались на неопределенный срок», – отмечает председатель Совета директоров ОАО «ПБТФ».

газета "Рыбак Приморья"