Несовершенство законов мешает КМНСНедостатки законодательства остаются серьезным препятствием на пути реализации прав КМНС на традиционное природопользование. Об этом шла речь на совещании, состоявшемся в Совете Федерации. |
Как сообщили в пресс-службе верхней палаты российского парламента, в обсуждении приняли участие специалисты Росприроднадзора, Росрыболовства, департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира министерства природных ресурсов и экологии РФ, представители общин и объединений коренных малочисленных народов, экспертного сообщества, сенаторы.
Открывая совещание на тему «Проблемы реализации прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации на традиционное природопользование: антикоррупционный аспект», первый заместитель председателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Матвеев отметил, что в последние годы ситуация в этой сфере обострилась. Ее острота не снижается, несмотря на принятые законы. Об этом свидетельствует анализ правоприменительной практики, проводимый в Совете Федерации, обращения представителей КМНС и их объединений в органы государственной власти, изучение положения дел в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этих народов, публикации в средствах массовой информации.
Действующее законодательство предусматривает ряд льгот и приоритетов в сфере традиционного природопользования для лиц, относящихся к КМНС. Речь, в частности, идет о приоритетном доступе к рыбопромысловым участкам, осуществлении традиционного рыболовства без разрешений и предоставления РПУ.
Однако, как подчеркнул сенатор, в полной мере коренные малочисленные народы и их объединения не могут воспользоваться своими преференциями, поскольку многие нормы, регулирующие эти вопросы, декларативны, противоречивы, содержат правовые пробелы и коллизии, что создает возможность для злоупотребления и коррупционных проявлений при их реализации. Особенно, по словам члена Совета Федерации, это касается внесенных в последние годы изменений в порядок предоставления КМНС прав на использование водных биоресурсов.
Длительное время не решаются вопросы безвозмездного землепользования коренными малочисленными народами, в том числе на землях лесного фонда, создания территорий традиционного природопользования, государственной поддержки северного оленеводства, законодательно закрепленного порядка документального подтверждения принадлежности граждан к КМНС.
Как показывает правоприменительная практика, это приводит к необоснованному ущемлению прав одних лиц и злоупотреблению этими правами со стороны других лиц, возможности применения исключений из общих правил, а также положений, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и обременительные требования к гражданам и организациям.
По информации исполнительных органов власти северных регионов, обращений по фактам нарушения прав КМНС на традиционное природопользование с проявлениями коррупции у них не зафиксировано, проверки соблюдения прав в данной сфере не проводилось, сообщил Александр Матвеев.
В Верховном суде, следственном комитете статистики и анализа фактов нарушения прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на традиционное природопользование с проявлениями коррупции тоже нет. Вместе с тем, отметил сенатор, Генеральная прокуратура в соответствии с обращением комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов проводит проверку результатов рассмотрения органами прокуратуры обращений о нарушениях прав КМНС на традиционное природопользование.
Участники совещания отмечали, что традиционная хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов нуждается в исчерпывающем законодательном обеспечении, исключающем возможность различного толкования, злоупотребления и коррупции.
По итогам обсуждения приняты рекомендации по совершенствованию законодательства о правах КМНС на традиционное природопользование с целью устранения коррупциогенных норм.