Порт для Камчатки - это жизньМорской порт – это настоящие морские ворота Камчатки. В последнее время он начал жить все более активной жизнью. Через его причалы проходит подавляющая часть грузов, поступающих на полуостров, – начиная от продуктов питания и заканчивая мебелью и строительными материалами. Все это необходимо для нормальной жизни столицы края и районов. Но способны ли его причалы выдержать этот поток грузов? |
Думать о перспективах
Как рассказал начальник отдела транспорта и дорожного хозяйства краевого министерства транспорта и дорожного строительства Михаил Александрович Цыплаков, морской торговый порт построен в 1943 году. И за последние 20 лет капитальный ремонт этих причалов не производился. Некоторые, в частности №№ 3 и 9, в неудовлетворительном состоянии, и грузовые работы там не ведутся. Остальные пока рабочие – в начале 2000-х годов проводился поддерживающий ремонт 10-го и 11-го, где идет выгрузка контейнеров. Однако и их ресурс уже подходит к концу. Но главное, что они не отвечают требованиям сейсмобезопасности.
В Петропавловск-Камчатском морском торговом порту 12 причалов, которые находятся в федеральной собственности, – они не подлежали приватизации в 90-х годах, и 20 метров от бровки причала осталось за государством. Находятся в оперативном управлении петропавловского филиала ФГУП «Росморпорт», который следит за ними, сдает в аренду, производит необходимый поддерживающий ремонт.
При разработке федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010–2015 годов» наши причалы попали в мероприятия этой программы. Программой предусмотрено выделение 1 млрд 285 млн руб. на их ремонт с доведением сейсмоустойчивости до 10 баллов. В настоящее время разрабатывается проект реконструкции причалов. Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) провело конкурс на разработку проектной документации. Начиная с 2010 года, проектная организация «СоюзморНИИпроект» разрабатывает проект. Сейчас он прошел экологическую экспертизу, и документация передана на государственную экспертизу. Обычно она длится 3–4 месяца, если не будет никаких замечаний.
Реконструировать причалы торгового порта планируется в три этапа. Предполагается, что сначала начнутся работы на 5-м – на нем стояло здание морвокзала. Связано это с тем, что необходимо синхронизировать работы по ремонту этого причала со строительством здания морвокзала.
Заказчик проекта строительства здания морвокзала – Росморечфлот, но министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края отслеживает ситуацию. По данным Росморречфлота, уже в конце марта должно быть получено заключение экспертизы. Во втором квартале этого года проведут конкурс, на котором будет выбрана подрядная организация по строительству, и в третьем квартале предполагается начало строительства. Срок окончания – 2013 год.
В 4-этажном здании будет находиться пассажирский пункт пропуска через границу Российской Федерации. Также будут размещаться структуры пограничной службы, таможни, санитарно-карантинный пункт, фитосанитарный контроль. Предполагаются помещения для ресторана на 50 человек, небольшая гостиница, медпункт, отделение связи, комната матери и ребенка.
На реконструкцию причалов в федеральной программе был заложен 1 285 млн руб. Но по проекту с учетом изменившихся требований по сейсмике предварительная стоимость работ составляет около 4,5 млрд руб. Эта цифра будет уточняться, и окончательно стоимость работ определится по итогам государственной экспертизы. При необходимости правительство края будет обращаться в правительство Российской Федерации о выделении дополнительных средств на реконструкцию.
Ремонт причалов – хорошее дело. Но надо думать и о перспективах. Особенно сейчас, когда так много говорят о развитии Северного морского пути и роли морского порта Петропавловск-Камчатский в этом.
Петропавловск-Камчатский морской порт можно рассматривать как базовый порт на трассе Севморпути только при значительном увеличении количества перевозимых транзитных грузов. В 2010 году объем транзитных грузов, т. е. грузов из европейской части страны в страны Юго-Восточной Азии, составил всего лишь 110 тысяч тонн. В 2011 году по Севморпути уже перевезено около 800 тысяч тонн транзитных грузов при общем объеме около 3,5 млн тонн (по Севморпути завозятся грузы из российских портов для регионов Якутия, Чукотка, Таймыр – это так называемые внутренние перевозки). В конце 80-х годов прошлого века через Петропавловск-Камчатский морской порт проходило около 4 млн тонн грузов в год и потенциал его по переработке дополнительных объемов по-прежнему велик. В случае значительного увеличения объема перевозок по Севморпути в страны Юго-Восточной Азии роль нашего порта значительно возрастет. Но это перспектива нескольких лет.
Как бы не остаться без порта
С причалами бывшего рыбного порта тоже не все гладко. Как говорит директор петропавловск-камчатского филиала ФГУП «Нацрыбресурс» Сергей Иванович Булгаков (в ведении этого предприятия находятся причалы бывшего рыбного порта), они были построены в начале 60-х годов прошлого столетия, и вокруг них в свое время кипела жизнь – приходили крупнотоннажные траулеры, обрабатывались рыбопромысловые суда. Когда-то это было настоящее лицо города. Но сейчас оно выглядит очень уж непривлекательно. Срок службы причалов – 46–50 лет, и ресурс их жизни подходит к концу. В 2010 году ОАО «Дальневосточный научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт морского флота» (ДНИИМФ – организация, которая уполномочена проводить экспертизу и давать разрешение на эксплуатацию причалов) провела внеочередное обследование причалов и признала, что производство погрузочно-разгрузочных работ на причалах 1, 2 и 3 необходимо запретить. Более того, ДНИИМФ рекомендовал от греха подальше убрать портальные краны во избежание аварийных ситуаций.
Расчеты показали, что причалы 1 и 2 исчерпали все свои ресурсы по несущей способности. Износ лицевых стенок составляет более 25%, и сейчас они работают просто как ограждающая конструкция, удерживающая грунт засыпки пазухи. Латать их при текущем ремонте нецелесообразно, поскольку ремонт надстройки и заделка коррозийных отверстий не устранит основную причину – общую коррозию лицевых стенок, и новые коррозийные отверстия будут появляться снова и снова. А это чревато тем, что из-под стенок будет вымываться грунт, и однажды причалы просто обрушатся в бухту. Чтобы этого не допустить, необходим капитальный ремонт – возведение перед разрушающейся лицевой стенкой новой шпунтовой стенки.
На это нужны средства. Реконструкция причалов камчатского рыбного порта была запланирована в федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса». Она заканчивается в 2012 году, но денег на ремонт причалов так и не было выделено (это беда не только Камчатки – в подобном же положении оказались и все причалы, которые находятся в ведении «Нацрыбресурса»). Сейчас ведется разработка госпрограммы развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 года. И задача правительства края, по мнению С.И. Булгакова, сейчас состоит в том, чтобы добиться выделения денег на реконструкцию причалов рыбного порта уже в 2013-м, а не в 2020 году, когда может случиться так, что и ремонтировать будет нечего.
Эти причалы нужны рыбопромышленникам. Даже сейчас ковш заполнен судами, стоящими у причальных стенок. А когда будет восстановлено электро- и водоснабжение, они станут еще более привлекательными для рыбаков, возле них снова забурлит жизнь.
Реконструкция причалов нужна и Петропавловску, считает С.И. Булгаков. Здесь после капитального ремонта можно будет обрабатывать зашедшие на Камчатку суда грузить судовое снабжение на рыбопромысловые траулеры, проводить их межрейсовый ремонт, осуществлять завоз грузов на побережье, принимать снабжение для краевой столицы. Собственники инфраструктуры, расположенной на территории порта, готовы к этой работе. Думается, краевые власти не оставят проблемы бывшего рыбного порта без внимания, если не хотят остаться вообще без него.
К тому же в прошлом году с Камчатки по Севморпути было доставлено около 10 тыс. тонн лососевой рыбопродукции в Санкт-Петербург. Рыбопромышленники посчитали, что такое «плавание» лосося выгоднее, чем перевозки по железной дороге. Поэтому это направление будет развиваться. Рыбный порт может стать важным звеном на пути дальневосточной рыбы в европейскую часть России. Для этого необходимо поддерживать и развивать его.