Газета «Рыбак Камчатки»

Вода не любит шуток

15 марта инспекторы центра госинспекции по маломерным судам МЧС России по Камчатскому краю начали техническое освидетельствование подконтрольных инспекции маломерных судов. Работы им предстоит выполнить много, ведь сейчас на учете их 14 343. О том, как проходит освидетельствование, и что нужно, чтобы на законных основаниях выйти летом на акватории края, рассказал заместитель начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» Андрей ЛЫСОВ.

- Андрей Ефимович, навигация для подконтрольных ГИМС судов начинается 15 апреля. Почему техническое освидетельствование начато так рано?

- Оно проводится при постановке на учет и ежегодно, как правило, до наступления навигационного периода. Сейчас освидетельствуются плавсредства, которые имеют полихлорвиниловые и резиновые корпусы. Сделано это, чтобы исключить наплыв населения перед открытием навигации.

- Кто должен пройти эту процедуру?

- Все владельцы маломерных судов (как физические, так и юридические лица) гребных надувных лодок грузоподъемностью более 225 кг, байдарок грузоподъемностью более 125 кг, а также всех маломерных судов со стационарным двигателем до 75 л/с и с подвесными лодочными моторами независимо от их мощности. Также нам поднадзорны морские прогулочные суда независимо от валовой вместимости и мощности главного двигателя, парусные суда.

- Что нужно знать и иметь судовладельцу, чтобы можно было выйти на реки в период навигации?

- Проверить корпус на водотечность, если лодка резиновая – надуть ее. Обновить надписи на лодке, чтобы они хорошо читались. Моторы не должны дымить, коптить, загрязнять окружающую среду. И главное – обновить нормы снабжения, которые написаны в судовом билете. На каждый спасательный жилет имеется сертификат. И если срок закончился, спасжилет нужно проверить в специализированных фирмах. Нужно также посмотреть срок годности медикаментов в судовой аптечке, огнетушителя, а также иметь дополнительные инструменты, ремонтный комплект. Госпошлина за техосвидетельствование составляет 60 руб.

- И, конечно же, иметь удостоверение на право управления?

- В обязательном порядке, если мощность двигателя маломерного судна превышает 5 лошадиных сил. А также выписать доверенность на управление, если не сам владелец, отправляясь на рыбалку или прогулку, управляет судном. Тем, кто имеет судоводительский диплом, достаточно обратиться в ГИМС, чтобы после собеседования получить удостоверение на право управления. Остальные должны пройти обучение. Выучиться на судоводителя на Камчатке можно в любом из трех учебных заведений: в ПТУ № 2, в «Камчатфлотсервисе» или дистанционно в ООО «Сторм». Пройдя специальную подготовку и получив свидетельство об окончании курсов, кандидат на получение удостоверения обращается в ГИМС, где сдает теоретический и практический экзамены. Необходима также медицинская справка о годности к управлению маломерным судном или медицинская книжка. Также понадобятся копия паспорта, две фотографии 3х4 без уголка и госпошлина в размере 800 руб.

Призываем судовладельцев отнестись очень ответственно к техническому освидетельствованию.

- Хватает ли сил у центра ГИМС, чтобы провести освидетельствование всех маломерных судов?

- В Петропавловске зарегистрировано только 5 094 судна из почти 15 тысяч. Остальные – в районах. Инспекции находятся во всех, кроме Быстринского, этот район – под надзором Мильковского участка – туда приезжают инспекторы и в определенный срок проводят освидетельствование.

- Насколько эффективна работа центра ГИМС по обеспечению безопасности на воде?

- Есть и юридические недоработки, и граждане порой не сознают меру ответственности, передавая спасательные жилеты перед освидетельствованием друг другу. В этом отношении мы ведем профилактическую работу – к примеру, теперь на всех спасжилетах пишется номер судна. Все это позволяет снизить уровень происшествий. По статистическим данным, гибель людей уменьшается, хотя и не так сильно, как хотелось бы. С 2006 года порядка 70–80 человек погибали на воде на полуострове. В прошлом году эта цифра составила 29. Меньше стало без вести пропавших. Мы об этих цифрах говорим во время обучения, чтобы люди становились более ответственными, ведь вода шуток не любит.

- Что приводит к трагическим случаям?

- Львиная доля их происходит из-за алкогольного опьянения – люди, отдыхая на воде, не понимают, что судоводитель должен быть трезвым. Другие причины – неумелые действия, несоблюдение скоростного режима, нарушение правил плавания. Надо сообразовывать свои действия с видимостью, течениями, близостью навигационных опасностей. Это описано в правилах плавания, и каждый судовладелец обязан это знать.

- Летом в районе Озерновской косы можно видеть людей, носящихся на гидроциклах. Они поднадзорны центру ГИМС?

- Да, владельцы должны зарегистрировать гидроциклы и тоже иметь удостоверение на право управления. Правда, регистрировать свою технику они не торопятся – слишком большой налог приходится платить. Официально отведенных акваторий для катания на гидроциклах на Камчатке нет, поэтому они гоняют вблизи мест массового отдыха, создавая опасность для жизни и здоровья купающихся, в том числе на внутренних водоемах. С этим явлением инспекция борется постоянно, задерживая гидроциклистов и составляя на них протоколы об административных правонарушениях.

- Наверное, центр ГИМС не ограничивается разовым техосвидетельствованием маломерных судов, но и проводит проверки в течение навигации?

- Естественно, у нас существуют патрульные группы, которые во время рейдов проверяют у граждан документы и снабжение. Мы заключаем договоры со всеми контролирующими органами. К примеру, с СВТУ, которое имеет инспекции во всех районах, органами МВД, пограничниками. В каждой нашей инспекции есть внештатные сотрудники. За отсутствие удостоверения, неукомплектованность маломерного судна, перегруз или превышение норм пассажировместимости существуют административные наказания.

- Достаточно ли велики штрафы, чтобы судовладелец задумался, надо ли нарушать правила?

- Штрафы есть от 100 руб. (если человек забыл удостоверение дома) и до 2 000. Каждый инспектор патрульной группы имеет карманный коммуникатор с доступом к базе данных на судовладельцев России. С его помощью инспектор на месте может проверить, находится ли маломерное судно в угоне, на кого и где оно зарегистрировано. В базу данных заносятся также фамилии граждан, получивших удостоверения судоводителей и информация об административных наказаниях. В случае выявления каких-либо нарушений прямо на воде составляется протокол и оплачивается штраф. Неоплаченный вовремя штраф грозит судовладельцу общением с судебными приставами. В прошлом году составлено более 700 протоколов.

Максим ТРУШ.