На востоке Камчатки - год нелососевыйДо лососевой путины осталось около двух месяцев. Многие рыбопромышленные предприятия Камчатки уже сейчас активно занимаются подготовкой к рыбалке на реках и в море. Включилось в эту работу и ОАО «Колхоз имени Бекерева», одна из старейших компаний отрасли. На восточном побережье 2012 год – нелососевый. Как предприятие готовится к предстоящей путине, как будет работать в этом году и на какой результат рассчитывает, я поинтересовался у генерального директора Бориса Леонидовича ЛАВРЕНТЬЕВА. |
Лососевая путина для колхозников в этом году нерыбная, рассказал он. Понимая, что подходы красной рыбы к восточному побережью будут небольшими, руководство предприятия намерено выставить ограниченное количество морских неводов и попробовать немного работать на речных неводах, чего в последние годы колхозники не делали. Но все же предприятие рассчитывает освоить лишь малую толику тех объемов, которые были взяты в 2011 году.
Колхоз готовится к лососевой путине в рабочем порядке. Сейчас идут подготовка к приобретению материально-технического снабжения и подбор людей. Основные мероприятия развернутся в конце мая – начале июня, когда вскроется река. После этого предприятие сможет обеспечить завоз снабжения и людей в Ивашку.
В этом году специалистов будет достаточно – работы много не ожидается. Но, по словам генерального директора, в следующем, лососевом, году определенные проблемы с кадрами будут – не хватает корпусников, трактористов, слесарей. Тем не менее предприятие планирует начать в этом году постепенное возрождение судоремонтной базы в селе Ивашка. В предыдущие годы она и кадры судоремонтников были несколько подрастеряны, и сейчас все приходится восстанавливать. Но это вопрос времени и делового настроя, считает Б.Л. Лаврентьев. Нужных специалистов предприятие будет привлекать прежде всего гарантией занятости и достойной оплатой за труд. Это весьма непростая задача, ведь Ивашка специфична суровыми природными условиями и коротким периодом навигации.
Ведение ремонтно-восстановительных работ на судах в межрейсовый период сопровождается дополнительными хлопотами – борьбой со снегом и морозами, созданием значительной ресурсной базы, доставкой людей и поддержанием нормальной жизнедеятельности села. Однако колхоз постарается в этом и следующем годах последовательно наращивать объемы межрейсового обслуживания судов в Ивашке. Во всяком случае, здесь можно и нужно развивать мелкий и средний судовой ремонт, что рентабельнее перегона и обслуживания колхозного флота за пределами села.
Сейчас в составе флота колхоза имени Бекерева – МРСы, СТР «Рязановка» и плавзавод «Святой Владимир». Для потребностей колхоза их пока хватает, говорит Борис Леонидович. Но флот постепенно выбывает из строя, и это еще одна проблема. В прошлом году, к примеру, две единицы пришлось списать, поскольку их восстановление потребовало больше расходов, чем отдача от использования. Большинству уже по 20–30 лет, и неизбежно приближается момент, когда восстанавливать будет нечего. Поэтому руководство колхоза задумывается об обновлении флота. «Однако вопрос по выбору подрядчика остается открытым, – говорит Б.Л. Лаврентьев. – Наши консультации с китайскими партнерами пока результатов не дали. Переслали информацию и в Благовещенск. Ждем ответ судостроительного завода». От маломерного флота колхоз не уйдет – он останется для выполнения определенных задач. Что касается морской рыбалки, которая связана с работой в экономзоне, то здесь лучше работать судам, имеющим неограниченный район плавания и период навигации.
Свой рыбообрабатывающий завод колхоз ввел в эксплуатацию в прошлом году. Сейчас он законсервирован – навигация открывается в начале июня, когда суда смогут доставлять рыбу на берег и завезти снабжение для начала рыбалки. Но сможет ли завод сработать на полную мощность в нелососевый год? Как рассказал Б.Л. Лаврентьев, на нем предусмотрена возможность частичного использования производственных площадей. В этом году лишь в отдельные дни удастся довести загрузку завода до 70% проектной мощности – по причине менее интенсивных темпов рыбалки.
Год 2012 – нелососевый, как и 2010-й. Будет ли учитываться опыт того года при подготовке предприятия к работе в этом, спросил я Бориса Леонидовича. Именно на основе опыта путин 2010 и 2011 годов руководство колхоза и принимает сейчас текущие решения, ответил генеральный директор. В 2010 году подходы лососей были очень слабые и практически не окупили расходов на рыбалку. Колхозу пришлось дотировать зарплату рыбакам сверх утвержденных расценок. И, скорее всего, говорит Б.Л. Лаврентьев, такая же ситуация будет в этом году. Поэтому для того чтобы выйти на плюсовой результат, руководство постарается максимально загрузить колхозные береговые мощности и суда сырцом.
Лососевая рыбалка для колхоза будет не главной – в основном колхозники будут добывать и обрабатывать донно-пищевые виды рыб, белорыбицу. Все объемы на добычу рыб, которые есть у предприятия, мы постараемся освоить и использовать по максимуму, подчеркнул Б.Л. Лаврентьев. В том числе и сельдевые квоты. Сейчас ждем решения по увеличению ОДУ на сельдь – до его появления непонятно, в каком масштабе выстраивать подготовку к рыбалке. Но если исходить из того ОДУ, которым располагает колхоз имени Бекерева, предприятие будет полностью обеспечено сырцом вплоть до поздней осени.
В прошлом году колхоз стал одним из камчатских предприятий, отправивших рыбопродукцию из лососей в западные регионы России Северным морским путем. В этом же году использовать этот маршрут будет нецелесообразно. Да и возить рыбу через СМП – не самоцель, говорит Б.Л. Лаврентьев. Правильнее говорить о реализации комплексной стратегии по развитию транспортной инфраструктуры Дальнего Востока, где вывоз рыбопродукции в европейскую часть России – лишь один из аспектов. Насколько прошлогодний опыт был удачным? По словам генерального директора, итоги отправки рыбопродукции СМП неоднозначны. Непосредственный экономический эффект от этой акции невелик – порядка 2–2,5 руб. на кг рыбопродукции. Косвенный эффект оказался более значительным. Те предприятия, которые отправили рыбопродукцию СМП, разгрузили порты Дальнего Востока, и создали условия для реализации рыбопродукции под влиянием рыночных, а не спекулятивных настроений, которые возникают в Приморье в период путины.
Главная задача, которая стоит перед колхозом в 2012 году, говорит Б.Л. Лаврентьев, – сохранить и приумножить кадровый потенциал, отработать технологическую и производственную дисциплину на заводе. Прошлый год для колхозного завода был стартовым, а в этом есть возможность планомерно провести работы по стандартизации и повышению качества выпускаемой продукции, управлению персоналом, дооснащению материальной базы, а также устранению недочетов, выявленных в 2011 году. Все это послужит решению главной задачи текущего года – подготовке производственных мощностей и колхозного флота к лососевой путине 2013 года, а также обеспечению безубыточности предприятия в текущем году. Эта задача, как показывают расчеты руководства предприятия, выполнима.