Газета «Рыбак Камчатки»

У нас будут свои мидии?..

Что и говорить, мидии сегодня – деликатес, доступный богатым жителям полуострова. Звучит абсурдно, но везут полезного моллюска в морской край аж из Европы! А про его стоимость на местных рынках лучше вообще не задумываться (чтобы настроение не портить). Однако, к счастью, есть энтузиасты, готовые исправить ситуацию. Ведь развитие марикультуры на Камчатке – дело новое и, без сомнения, перспективное. В этом абсолютно уверен мой собеседник – генеральный директор ООО «Авача-трал» Владимир РЕЗВАНОВ.

- Владимир Геннадиевич, как давно возникла идея заниматься марикультурой в условиях полуострова?

- Идея культивирования и выращивания морепродуктов возникла давно. Мы еще в 2002 году совместно с сотрудниками КамчатНИРО провели все необходимые исследования. Выбрали бухту Вилючинская с акваторией почти в 20 километров. В течение первых 3-х лет сделали научное обоснование в части культивирования водоросли (ламинарии) и мидии. Но дело в том, что первый договор был заключен на 5 лет, срок очень короткий, так как даже водоросль до снятия первого урожая нужно 2 года выращивать. А мидии извлекать и пускать в производство можно только через 3 года. Вы же понимаете, что на такой короткий срок сложно привлечь какие-то инвестиции. Получилось, что мы первую часть работы сделали, а переход на промышленную основу культивирования не произошел, так как по разным причинам договор с нами не продлили.

- Но сегодня ситуация изменилась?

- В итоге в результате последнего конкурса, проходившего в 2011 году, ООО «Авача-трал» получило от Росрыболовства право на эксплуатацию бухты Вилючинская сроком на 20 лет. Это позволяет и банкам, и инвесторам смотреть на нас совсем иначе. К тому же, мы собираемся применять технологии, используемые в мировой практике.

- Уже успели опробовать эти технологии в местных условиях?

- Мы за первые 2 года уже ставили коллекторы в бухте для выращивания мидии и ламинарии, смогли показать, что технологии работают.

Что эта технология собой представляет? Это канат с плавом, на котором через метр висят пучки делей по 5 метров длиной каждая. Сначала помещали эту конструкцию в бухту Бабия летом, где она обрастала спорами. А осенью перемещали в бухту Вилючинская – уже тогда ракушка мидии достигала диаметра 1–1,2 сантиметра, а через 2 года – 4–6 см. Это вполне пригодный продукт, который можно пускать на продажу. В этом году планируем ставить капитальные установки. Единственную сложность может составлять установка бетонных глыб на дне, которые будут служить якорем (к ним подвязываются канаты и держатся на плаву). Но и эти технологии нами уже проработаны и изучены.

Вообще, выращенные таким способом мидии более востребованы, чем растущие на грунте – хотя моллюски и промываются при добыче, песчинки часто до конца не вымываются. А продукт, выращенный на коллекторах, всегда чистый.

- А как намерены моллюски обрабатывать? В каком виде собираетесь пускать на рынок?

- Обычно мидии собирают с коллекторов, промывают, а потом морозят – либо в двух створках (важно, чтобы раковина была открыта), либо одну створку снимают. А затем продукцию раскладывают в вакуумные упаковки и коробки. Сама технология переработки – несложная. Все будет зависеть от технического оборудования.

- Насколько экономически выгодно выращивать мидии?

- Безусловно, рентабельно. Как показывает европейский опыт, только первого урожая ждешь 2–3 года. Далее – снимаешь продукт уже ежегодно. Другими словами, на второй сезон все затраты окупаются полностью.

- Как вы думаете, почему до вас никто не пытался заниматься марикультурой на Камчатке?

- Ну, во-первых, наши воды несколько холоднее, чем в том же Приморье. Поэтому ламинария, например, вызревает несколько медленнее. Однако за счет этого она накапливает значительно больше полезных минеральных веществ. К примеру, в камчатской кукумарии полезных элементов примерно на 40% больше, чем в приморской. Во-вторых, русский предприниматель настроен на то, чтобы получать прибыль как можно быстрее и больше. А тут результат нужно подождать.

Сегодня на Камчатку мидии поставляются в основном из Франции и Испании. Хотя она могла бы самостоятельно обеспечивать данной продукцией не только себя, но и другие города и даже зарубежье. Сегодня Чили загружают своей продукцией ряд европейских стран, частично их продукция стала проникать и в Россию.

- Почему этот морской продукт так популярен во всем мире?

- Этот моллюск очень полезный. Кроме питания, вытяжки из мяса мидии используют для производства лекарств. А из раковин делают специальную муку для животных, так как она содержит очень много кальция.

- На какие объемы вы рассчитываете?

- Все будет зависеть от размера вложенных средств. При желании можно добиться того, чтобы через 3–5 лет добывать до двух тысяч тонн. И это вполне реально. А по нашему бизнес-плану мы рассчитываем выращивать в год порядка 1 200 тонн.

- Какие планы на добычу ламинарии?

- Почему с Камчатки гораздо меньше морской капусты поставляется на материк, чем, например, из Приморья? Потому что у нас добыча данного продукта получается дороже. Так как вода у нас прохладная, ламинария держится в основном в верхних слоях – ближе к берегу. А скалистые грунты мешают процессу сбора. Поэтому и набирают ее у нас в основном на салаты.

А если говорить о капусте, специально выращенной по своей системе, то здесь все гораздо проще. Остается выбрать ее с канатов и отправить в обработку. То есть, проблемы сбора отпадают. Планируем таким образом выращивать до 1 000 тонн ламинарии в год. К тому же, наша еще и гораздо полезнее. Поэтому, говоря о более глубокой переработке, рекомендуют именно камчатскую капусту. Тут речь идет о лекарственных и биологических добавках. Кроме того, большую часть можно перерабатывать в виде геля (в этом случае капусту измельчают до молекулярного состояния). Гель потом используется как полезная добавка в йогурты, детское питание, джемы и др. Это очень полезный продукт, так как по статистике около 80% населения страны страдают недостатком йода. К примеру, на Сахалине выпускали йогурт с морской капустой, а в Приморье ее добавляют везде – вплоть до шоколада. Кстати, при переработке в гель, она практически не подвергается воздействию высокой температуры, за счет чего йод почти не разрушается.

- У вас есть потенциальные конкуренты?

- Понимаете, конкуренты, как правило, появляются тогда, когда видят, что дело пошло в гору, начало приносить прибыль. Пока здесь рисковать никто не хочет. А если говорить о китайской капусте, то она, конечно, дешевле местной. Но по качеству – никакого сравнения.

- Кстати, КамчатНИРО объявил о возможном промышленном лове мидий, инициатором чего якобы выступила ваша компания…

- Да, это мы отправили в институт письмо с целью восстановить тот объем квоты, который был у нас. Раньше нам выделялась такая квота – на 50 тонн мидий в год. Мы ее тогда из-за неорганизованности промысла до конца не использовали, и ее убрали из общедопустимого улова вообще. Поэтому мы хотим возобновить практику – пока наши культивированные мидии будут расти в течение 2–3-х лет, мы сможем параллельно отрабатывать технологии на моллюсках, добытых промышленным путем.

- Я так поняла, что и в промышленном лове мидий вы – первопроходцы?

- Получается, так. Пока наука только изучает запасы данного моллюска на Камчатке. Кстати, тут может возникнуть такая интересная проблема. Раньше в бухте Вилючинская и в ряде других всегда было много морского ежа. Сегодня там можно обнаружить лишь мелкую молодь. А все дело в том, что их съели каланы, которые занесены в Красную книгу. Вот и думаешь, как бы так не вышло, что ты будешь выращивать моллюски (а для каланов они наряду с ламинарией являются излюбленной пищей), а животные, уничтожать которых запрещено, будут все это поедать. Но мы уверены, что и для этой неприятности обязательно найдется какое-то решение.

- Ваши самые ближайшие планы?

- Конечно, поиск инвесторов. Кстати, в этом нам активно помогает администрация края и министерство промышленности и инвестиций. А вообще, первые установки для выращивания мидии и ламинарии планируем запустить уже в этом году.

Дарья ЧЕРНЕНКО.