Проблемы рыбаков - проблемы портовиковНедозагруженность является одной из основных проблем для рыбных портов. При этом рыбы меньше ловить не стали – рыбакам по-прежнему не выгодно везти продукцию на внутренний рынок, считает гендиректор ООО «Дальрыбпорт» Людмила Талабаева. |
Мощности приморского ООО «Дальрыбпорт» позволяют переваливать в год 2,5 млн. тонн рыбы, однако в среднем грузооборот в настоящее время составляет порядка 500 тыс. тонн. По словам Людмилы Талабаевой, причины такой ситуации очевидны для всех участников схемы оборота отечественных уловов и рыбопродукции в нашей стране. Прежде всего, работа на развитие отечественного рынка рыбопродукции, его насыщение, на продовольственную безопасность страны никак экономически не поощряется. О путях увеличения грузооборота рыбного порта руководитель предприятия рассказывала и Владимиру Путину в общественной приемной премьер-министра:
- Глава правительства интересовался нашим мнением на этот счет. Мы пояснили тогда, что решение об обязательном декларировании рыбопродукции на таможенной территории РФ никак не отражается на загруженности работой порта. Эту задачу можно решить, лишь создав выгодные условия для поставок рыбы. Руководитель ОАО «Далькомхолод» Георгий Мартынов привел конкретный пример с НДС. Рыбакам при поставках на экспорт возмещается 10% налога на добавленную стоимость, а если рыба предназначена на внутренний рынок, то рыбопромышленник платит полную ставку 18%. Владимир Путин тогда заинтересовался этим фактом.
Кроме того, по словам собеседницы информагентства, за границей к рыбакам не выстраивается вереница контролеров из различных ведомств, как это происходит в России, – там бизнесу просто дают работать.
- Я не понаслышке знаю, сколько бежит различных контролеров на судно, когда оно становится в порт. Сколько мы уже об этом говорим! Ведь почему еще рыбак идет за границу, – потому что у него там нет прямых расходов, у него там никто не вымогает взятку, не выстраивается вереница из контролеров различных ведомств. Он пришел и в течение пяти часов, максимум, оформился и приступил к разгрузке, – отмечает генеральный директор «Дальрыбпорта».
В нашей стране, по словам Людмилы Талабаевой, стремление минимизировать количество административных барьеров сводится лишь к разговорам: «Ведь это порт Российской Федерации, где все и так уже находится под государственным контролем, поэтому рыбак должен знать, что к нему на борт поднимутся представители трех организаций и оформят его за три часа, положенные по закону, после чего он сможет спокойно работать дальше. Сколько можно об этом уже говорить! А ведь кто только не проверяет рыбаков помимо пограничников, таможенной службы и Россельхознадзора – сколько в государстве существует контролирующих органов, столько и проверяющих на судне».
Между тем, избыточный контроль над рыбаками сказывается и на портовиках, которым тоже невыгодно держать судно у причала сверх положенного на погрузочные работы времени. «Избыточный контроль не делает российские порты привлекательными для рыбаков. В рыбопромышленном комплексе все взаимоувязано: что мешает рыбакам, негативно отражается и на нашей работе», – отмечает руководитель «Дальрыбпорт».
Эту проблему, по ее мнению, надо рассматривать комплексно, а сам контроль должен быть ограничен государственным нормативом.