На контроле у ВАРПЭ
Накануне очередного заседания членов Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, проведение которого назначено на 14 декабря, ВАРПЭ подвел итоги своей деятельности с июля по ноябрь 2006 года.
Как сообщили Fishnews.ru в ВАРПЭ, в последний раз Ассоциация информировала широкую рыбохозяйственную общественность о проделанной работе и перспективных наработках накануне отчетно-выборного собрания ВАРПЭ в июне 2006 года. С тех пор организация продолжила активную деятельность в рабочих группах Минсельхоза и Минфина России по формированию предложений для внесения изменений и дополнений в гл. 25.1 Налогового Кодекса РФ. Состоялось два совещания рабочей группы в Минфине и целый ряд протокольных и рабочих заседаний в Минсельхозе России.
По итогам этой работы в концепцию разрабатываемого закона были включены три основных момента: изменение ставок сбора, упрощение порядка определения градо- и поселкообразующих предприятий отрасли и переход на уплату сбора по факту вылова. Как отметили в ВАРПЭ, данное решение практически согласовано всеми сторонами совещания, кроме ФНС России, которое не приняло участия в последнем совещании в Минфине.
Практически завершился процесс обсуждения новых размеров ставок сбора. Среди положительных моментов в этом вопросе следует отметить согласованное решение о понижении ставок на следующие объекты: сельди, кальмары, сайру и ряд других объектов. Также достигнута договоренность по переходу на уплату сбора по факту вылова водных биоресурсов.
Удалось прийти к согласию и в вопросе использования для определения градообразующих организаций отрасли всего лишь двух критериев – численности работающих (25% от численности работающих в населенном пункте) и объема реализации рыбопродукции (более 70% в общем объеме реализации). При этом, как отметили в ВАРПЭ, работа по указанным направлениям еще не закончена, а окончательное решение будет приниматься по итогам деятельности рабочих групп на комиссии. И лишь после этого начнется уже официальное рассмотрение законопроекта в соответствующих инстанциях.
Продолжается напряженная работа и по «выбиванию» компенсации за счет бюджетных средств расходов на приобретение судового топлива при осуществлении промысла маловостребованных и низкорентабельных объектов промысла. Начиная с мая этого года, когда Минсельхоз России впервые за все годы послереформенного существования рыбной отрасли, по настойчивым просьбам рыбаков и по разработанной методике ВАРПЭ, осуществил расчет необходимой потребности в бюджетных средствах, а также официально внес в бюджетную заявку на 2007 год 4,2 млрд. рублей для этих целей (письмо МСХ № АК-18/2194 от 10.05.2006), вопрос о топливе постоянно ставится ВАРПЭ во главу угла необходимых мер по поддержанию рыбохозяйственного комплекса страны.
После немотивированного отказа Минфина включить эти расходы в проект бюджета на 2007 год, ВАРПЭ при поддержке своих членов предпринял попытку через депутатов Госдумы внести поправку по этому вопросу на второе чтение бюджета (в работе также принял участие Союз рыбопромышленников Севера). Примерно 10 индивидуальных депутатских поправок по этому вопросу были отклонены на заседании Думы РФ. В настоящее время ВАРПЭ пытается решить этот вопрос через Российский Союз промышленников и предпринимателей, с чем официально обратился к Президенту РСПП Александру Шохину в письме (от 20.11.2006 г. № ЮК-24/01-174).
Кроме того, ВАРПЭ продолжает принимать самое активное участие в разработке нормативной правовой базы для развития Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». В частности, при поддержке ВАРПЭ на заседании Совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса при Минсельхозе России протоколом № 13 от 14 ноября 2006 года закреплено паритетное участие представителей рыбохозяйственных органов регионов в составе комиссий по проведению конкурсов на право заключение договоров пользования рыбопромысловыми участками для добычи (вылова) тихоокеанских лососей при осуществлении прибрежного рыболовства. Кроме того создана предпосылка для распространения этого положения при распределении остальных рыбопромысловых участков. Удалось протокольно закрепить принятие во внимание региональных особенностей при проведении конкурсов, а также необходимость разработки типового договора пользования рыбопромысловым участком. При этом, как отметили в ВАРПЭ, есть веские основания предполагать, что все наработки по вопросу распределения лососевых участков органично перейдут в подготавливаемую нормативную документацию по проведению конкурсов на право заключения договоров пользования рыбопромысловыми участками во внутренних пресноводных водоемах.
Уже длительный период времени во всех своих проработках ВАРПЭ настойчиво проводит мысль о недостаточном государственном участии в вопросах стабилизации положения в рыбохозяйственном комплексе, при этом всегда подчеркивается финансовая недостаточность этого участия и неприятие «донорства отрасли» при взаимоотношениях с федеральным бюджетом. В частности, ВАРПЭ неоднократно подчеркивал официально эту позицию при обсуждении проекта концепции Федеральной целевой программы по развитию отрасли. И по этому с особым удовлетворением в ассоциации сообщили, что после многолетнего «замороженного» состояния суммы расходов федерального бюджета в 2007 году запланирован существенный рост. Так в проекте бюджета на 2007 год предусмотрен рост расходов на 38,3% (8 164 981,0 тыс. рублей против 5 905 311,9), что существенно больше ранее использовавшихся индексов дефляторов при формировании бюджета отрасли.
Настойчивую работу ВАРПЭ продолжает и в отношении консолидации позиций рыбохозяйственных предприятий. Для этого предпринимаются действия по обеспечению главенствующей роли Ассоциации в процессе взаимодействия бизнес-сообщества и органов федеральной исполнительной и законодательной власти. Есть принципиальные договоренности о том, что помимо самого широкого участия представителей ВАРПЭ в различных рабочих группах, комиссиях, советах и т.п.: во-первых, по инициативе Ассоциации и под ее эгидой будет создаваться специальный Экспертный Совет по вопросам формирования нормативной правовой базы в сфере регулирования процессов в рыбохозяйственной отрасли при Комиссии Совета Федерации по вопросам национальной морской политики. Эта договоренность возникла по итогам участия ВАРПЭ в подготовке «Решения Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике на основе изучения проблемных вопросов при посещении Приморского края и проведении совещания 20 октября 2006 года в Администрации Приморского края на тему: Реализация национальной морской политики Российской Федерации в Дальневосточном регионе».
Во-вторых, подготовлены проекты приказа Росрыболовства и специального порядка взаимодействия ВАРПЭ и ФАР при рассмотрении инициатив и предложений рыбохозяйственных предприятий. По этим вопросам также достигнута принципиальная договоренность с руководителем ФАР.
Это лишь неполный перечень осуществленных общеотраслевых дел. Стоит учесть, что в данную информацию не включались секторальные и сегментные вопросы, не касающиеся всех предприятий.