Мечту заменят компромиссом
Сегодня во Владивостоке состоялось совещание по рассмотрению концептуального технического проекта многофункционального БМРТ пр. 11480, разработанного КБ «Восток» ОАО «ЦТСС».
Многофункциональный траулер был разработан с учетом пожеланий дальневосточных рыбаков, которые направили свои требования в бюро летом текущего года. В результате на суд краевой администрации, руководителей рыболовецких предприятий, представителей общественных отраслевых объединений было представлено судно, способное работать на самых разных объектах и в самых разных условиях – от минтая в Охотском море до промысла ВБР в Мировом океане различными орудиями лова.
БМРТ рассчитан на переработку 220-250 тонн сырца в сутки, сообщает корреспондент РИА Fishnews.ru. Плавучий завод включает в себя не только линии для производства «безголовки», но и пять филетировочных линий, консервные комплексы, рыбомучную установку. Он способен находится в автономном плавании до 100 суток. Расчетный экипаж – 125 человек. Траулер был спроектирован под возможности его постройки на отечественных судостроительных заводах – Амурском судостроительном заводе, ДВ заводе «Звезда», что отразилось на технических характеристиках судна. Вместе с тем, по словам директора КБ «Восток» Леонида Горбова, этот БМРТ – унифицированная базовая платформа, которую можно модифицировать под индивидуальные запросы заказчика.
Впрочем, несмотря на острый дефицит флота на бассейне, заказчики у КБ пока не объявились. По мнению представителей краевой администрации и самих рыбаков, причиной тому высокая стоимость «траулера мечты» – 100 млн. долларов. «Это шокирующая цифра, которую не осилит ни одна компания, – заявил руководитель управления рыбного хозяйства края Александр Васьков. – Это судно не окупится, даже если будет работать весь срок нормативной эксплуатации (25 лет)». Впрочем, эта стоимость не окончательная – все будет зависеть от пожеланий заказчика (например, какое оборудование будет установлено на траулере, чьи силовые агрегаты и т.д.), а также серийности производства. Если будет серия, то поставщики навигационного, перерабатывающего и иного оборудования, а также судостроители готовы снизить цену в среднем на 10-20%.
С другой стороны, представленный траулер – это судно дня вчерашнего, а потому через 25 лет оно вряд ли будет отвечать насущным требованиям рыбалки, уверены практики. По словам председателя клуба капитанов Бориса Пафатного, технологии поиска рыбы, переработки и заморозки уже давно шагнули вперед. «В нашем крае уже был реализован «мертвый» проект – РС «Ураганный», который до сих пор стоит у причальных стенок завода. Не хотелось бы, чтобы БМРТ повторил его судьбу», – прокомментировал президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Конец прениям о стоимости судна и его технических характеристиках положил представитель Росрыболовства – начальник Управления флота, портов и мониторинга Владимир Авдошин, который заявил, что КБ спроектировал судно под требования дальневосточников и, вероятно, с учетом сегодняшнего обсуждения конструкторам придется «отыграть назад» и разработать более простой технически, а соответственно, и менее дорогой проект. Что же касается финансовой стороны вопроса, то у рыбаков есть две схемы: государственно-частное партнерство и лизинг.
Несмотря на «недоработки» со стороны специалистов бюро, касающиеся самой презентации проекта, сложно не согласиться с мнением директора КБ: «Если у вас есть деньги только на «Жигули», не надо требовать «Мерседес». Вместе с тем, как считает член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов, если государство ставит задачу обеспечить продовольственную безопасность страны (доведя уровень присутствия отечественной рыбы на прилавках до 80%), то разумно, чтобы заказчик финансировал такую работу, а не пытался оплатить ее исключительно за счет рыбаков.
РИА Fishnews.ru