Привлекательность бирж под большим вопросом
По мнению рыбаков, в нынешних условиях обязательная продажа уловов через биржи не прибавит прозрачности торговле водными биоресурсами, зато существенно осложнит текущую работу промысловикам.
Дальневосточные рыбаки, отношение которых к биржевой торговле биоресурсами раскритиковал в Калининграде руководитель Росрыболовства Андрей Крайний, действительно не проявляют радости по поводу перспективы обязательной реализации части добытых тяжким трудом уловов на биржах. «На Дальнем Востоке я не знаю ни одной рыболовной компании, которая бы говорила, что это будет выгодно», – прокомментировал это РИА Fishnews.ru президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.
Продажа уловов на биржах сразу ставит перед рыбаками массу вопросов. Во-первых, непонятно, что делать с уже заключенными контрактами, с давними партнерскими отношениями, которые сложились у рыбаков с постоянными покупателями. Во-вторых, есть неясности по параметрам товара: покупателя на бирже не устраивает качество, размерный ряд и так далее – что с этим делать? Пойдут взаимные претензии, неплатежи, и рыбаки опять-таки окажутся в затруднительном положении, ведь им каждый день нужно ловить рыбу, а значит, отгружаться, закупать топливо, доставлять его в район промысла, фрахтовать рефрижераторы, платить зарплату членам экипажа, сбор за пользование ВБР, налоги и т.д.
«Лично мне, да и не только мне – и другим рыбакам не понятно, как это все будет работать. Другой вопрос, что в качестве эксперимента можно было бы пойти на компромисс, скажем, ввести обязательную реализацию через биржи той части рыбопродукции, которая добыта по так называемым научным квотам. Вот здесь, мне кажется, выиграли бы все: государство опробовало бы механизм, а наука получила бы деньги», – отметил Георгий Мартынов.
Сомневается собеседник агентства и в положительном воздействии бирж на отечественную переработку. «Я не вижу, что сейчас мешает отечественной переработке развиваться. Взять тот же минтай: если цена будет больше в России, рыбаки его будут продавать в России. Если это выгоднее за рубежом, то повезут за рубеж. К примеру, в прошлом году была небывалая лососевая путина и мы добыли на 150 тыс. тонн больше лосося, чем в обычные годы – перерабатывай – не хочу, но я, если честно, не увидел, чтобы береговая переработка после этого как-то расширилась, возросла и так далее. Береговой переработке, если государству это надо, нужно создавать определенные условия. А биржи стимулировать ее не будут».
Что касается прозрачности – один из главных аргументов сторонников бирж, то в нынешних условиях работа рыбаков и без того словно под увеличительным стеклом, считает президент АРПП:
«Ну куда уж прозрачнее?! Всю рыбу, которую ловим в ИЭЗ, доставляем на российский берег. На промысле в точках перегрузов постоянно присутствуют инспектора ГМИ, которые наблюдают за промысловыми операциями, считают каждый ящик. На берегу опять все пересчитывают, заполняется таможенная декларация. Куда еще прозрачнее? Что надо делать? Перевешивать каждый мешок, каждый ящик? Более прозрачного механизма невозможно придумать, по-моему. Мы сейчас не говорим о браконьерских рыболовных шхунах, которые хищнически добывают краб – это прерогатива пограничников. Нормальные законопослушные рыбаки, у которых есть промышленные квоты, в этом не участвуют. Более прозрачного механизма, чем сейчас, со всевозможными сверками и контролем на всех стадиях деятельности рыбаков, невозможно придумать. И биржи никак не улучшат эту ситуацию».
«Вот и получается, что мы пока не видим ни механизма прозрачности, ни финансовой привлекательности, ни развития береговой переработки. Не видим ни одного аргумента, который мог бы сказать о том, что биржи – это просто необходимо», – резюмировал Георгий Мартынов.
РИА Fishnews.ru