Страсти по судостроению
Последний год для рыбаков выдался щедрым на дебаты по теме судостроения. Маячившая на горизонте целое десятилетие проблема обновления флота не только заявила о себе во весь голос, но и наконец-то была услышана.
В начале лета прошла целая серия как ведомственных, так и межотраслевых совещаний, посвященных единственному вопросу – строительству рыбопромысловых судов. Их итоги прекрасно иллюстрируют известную фразу о том, как в России запрягают и как ездят: раз уж стадия «запрягания» осталась позади, те, кто не набрал достаточной скорости, рискуют остаться не у дел. В первую очередь подсуетиться предлагают рыбакам. Росрыболовство требует прекратить переливать из пустого в порожнее и определиться, наконец, с проектами судов. В противном случае, ФАР соберет экспертов, которые проанализируют проекты, и утвердит их самостоятельно.
«Нам нужно где-то ставить точку, говоря о проектах. Проекты не без недостатков, но уже не 70-х гг. прошлого века. Я не угрожаю, но пора заканчивать», – обратился к дальневосточным рыбакам руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Базовые проекты позволят, во-первых, создать серию, что удешевит производство судна, во-вторых, оборудовать суда комплектующими с учетом желаний и возможности заказчика. На совещании было презентовано около десятка таких проектов – результатов работы как отечественных, так и зарубежных КБ.
Что касается неизбежного вопроса, где взять деньги, то к настоящему моменту большинство участников процесса склоняются к использованию лизингового механизма. Вариант с кредитами российских банков выглядит малореальным. Напротив, предложение администрации Приморского края о создании специализированной лизинговой компании для строительства рыбопромыслового флота нашло поддержку и в рыбацкой среде, и на уровне Правительства России.
В поисках ответа на не менее животрепещущий вопрос – кому и где строить, – в Росрыболовстве не питают иллюзий по поводу отечественного производителя. Тем не менее позиция государства ясна: субсидии, льготный лизинг, обнуление пошлин – все это касается только российских заводов. Во Владивостоке Андрей Крайний озвучил список предприятий на территории нашей страны, способных строить рыбопромысловые суда, кратко охарактеризовав возможности каждого претендента. В перечень попали Северная верфь, «Янтарь», Адмиралтейские верфи, Выборг, Ярославль, Благовещенск, «Звезда», Амурский и Хабаровский заводы.
Полный текст размещен в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru