Новые пути вместо дотаций
Северный морской путь может стать стратегически и финансово выгодной альтернативой ныне используемому южному транспортному коридору для доставки основных видов дальневосточной продукции в центральную часть России.
Об этом было заявлено на совещании по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которое 2 июля в Хабаровске провел Президент РФ Дмитрия Медведев.
В своем выступлении глава Камчатского края Алексей Кузьмицкий поднял вопрос о необходимости принятия федерального закона о Северном морском пути. По его словам, сейчас регион занимает первое место на Дальнем Востоке по добыче водных биологических ресурсов, но значительную часть сырья приходится экспортировать. Поставлять рыбу в центральные регионы России дорого из-за отсутствия субсидирования перевозок с Дальнего Востока. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе правительства Камчатского края, альтернативой такого субсидирования могло бы стать использование более короткого и безопасного по сравнению с южным транспортным коридором Северного морского пути.
«Нужно изобрести конструкцию с перераспределением логистических потоков с южного на северный морской путь, что было бы выгодно и стратегически важно не только для дальневосточных регионов, но и для всей России», – считает камчатский губернатор. Необходимость развития этого направления актуальна еще и в связи с перспективами развития в Камчатском крае минерально-сырьевого кластера.
Кроме того, по мнению министра регионального развития Виктора Басаргина, важную роль в развитии Дальнего Востока играет создание единой информационной системы, объединяющей инновационные разработки регионов, которая будет способствовать формированию условий для модернизации машиностроения, включая судостроение. «Это реконструкция и строительство предприятий в порту Восточный, создание Дальневосточной судостроительной лизинговой компании, Дальневосточного инновационного технологического центра морских технологий, – пояснил министр. – Уже подготовлено более 100 специалистов в принципиально новой области объемного проектирования».
В свою очередь, развитие судостроения тесно связано с перспективами рыболовства, развитием его береговой инфраструктуры, рыболовецкого флота, отметил Виктор Басаргин. По его словам, это позволит увеличить объем вылова водных ресурсов на Дальнем Востоке в 1,6 раза по сравнению с сегодняшним днем – до 3,5 млн. тонн в год к 2020 г.
О темпах развития судостроения в своем выступлении доложил губернатор Приморского края Сергей Дарькин. Он проинформировал о начале строительства в Приморье «двух суперсовременных верфей, которые действительно сделают революцию в судостроении, это будут верфи XXI века». При этом губернатор подчеркнул особую важность работы в этом направлении с партнерами из АТР.
О некоторых результатах можно говорить уже и сегодня: «Введена в строй первая очередь порта Козьмино, и сегодня Приморский край становится реальной точкой, логистической точкой», – сообщил президенту Сергей Дарькин.
В целом, характеризуя нынешнюю ситуацию и условия для развития Дальневосточного региона на ближайшее будущее, Дмитрий Медведев отметил, что, несмотря на экономический спад прошлого года, темпы роста внешнеторгового оборота со странами АТР сохраняются, показывая рост в 50-80%.
В то же время глава государства констатировал ухудшение из-за кризиса ряда социально-экономических показателей Дальневосточного федерального округа. Так, по информации пресс-службы Президента РФ, сократился объем промышленного производства. Большинство территорий округа по-прежнему остаются дотационными, а доля производимой инновационной продукции в округе – менее 1%. Все это усугубляет и без того непростые демографические проблемы.
Исправить ситуацию возможно лишь общими усилиями: «Очень многое зависит от государства, многое зависит от бизнеса, многое зависит от той социальной политики, которую государство проводит, и, конечно, здесь нужно работать на будущее, работать по-серьезному», – уверен Дмитрий Медведев.
РИА Fishnews.ru