ВАРПЭ предложила альтернативные меры поддержки судостроения
В письме Росрыболовству ВАРПЭ выразила отрицательное отношение рыбацкой общественности к «квотам под киль» и высказала альтернативные предложения по вопросу стимулирования строительства рыбопромысловых судов на российских верфях.
В письме, адресованном заместителю руководителя Росрыболовства Виктору Рисованому, отмечается, что вопрос о «квотах под киль» уже неоднократно рассматривался на заседаниях Совета ВАРПЭ и Общих годовых собраниях членов ассоциации. Во всех случаях рыбохозяйственная общественность высказывала отрицательное мнение относительно «квот под киль».
В частности, как сообщили РИА Fishnews.ru во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров, на последнем годовом Собрании принято решение проинформировать руководство отрасли о недопустимости введения схем «квоты под киль» и им подобных, в том числе с целью стабилизации ситуации по строительству судов рыбопромыслового флота на отечественных предприятиях. Подобные предложения федерального агентства члены ВАРПЭ считают «непроработанными и нарушающими основы процесса стабилизации в отрасли». Все эти попытки способны привести к «размыванию принципиальной формы получения доступа к пользованию ВБР на основании долевого принципа, рассчитанного с учетом данных по промысловой истории», – отмечается в письме.
Однако простое отрицание предложений не решает проблемы. Учитывая это, члены ВАРПЭ разработали и направили в ФАР альтернативные предложения по вопросу стимулирования строительства промыслового флота. В целях поддержки российского судостроения и повышения его привлекательности для рыбохозяйственных предприятий предлагается предпринять несколько первостепенных шагов.
Во-первых, необходимо полностью отменить взимание пошлин и налогов при ввозе судового, рыбоперерабатывающего, рыбопоискового и иного технологического оборудования, необходимого для расширения процессов судостроения, модернизации и ремонта рыбопромысловых судов. Во-вторых, должно быть введено государственное страхование заказов за счет средств бюджета в части исполнения по срокам, стоимости и качеству и, наконец, – установлена норма, обязывающая судостроительные организации вести раздельный учет затрат и выхода продукции по рыбохозяйственному судостроению.
По мнению ВАРПЭ, нужно пересмотреть доктрину об исключительности российского судостроения и обязательности государственной поддержки пополнения флота только через механизм строительства судов на российских верфях. Это необходимо сделать, по крайней мере, на период выхода судостроения на полную мощность и достижения соответствия спроса и предложения на рыбопромысловые суда (15-20 лет). Для этого должен быть отменен запрет на эксплуатацию нерезидентного флота российскими рыбохозяйственными предприятиями; поддержана инициатива Росрыболовства по организации государственной лизинговой компании и осуществлено госфинансирование разработки новых проектов и закупки положительно зарекомендовавших себя иностранных проектов рыбопромысловых судов.
Для рыбохозяйственных предприятий, осуществляющих модернизацию или строительство флота на российских судостроительных верфях, нужно установить правовые нормы о беспроцентном (или 100% субсидировании) кредитовании заказов на строительство и модернизацию рыбопромыслового флота и законодательно ввести налоговые льготы. В частности, право перехода на ЕСХН на период окупаемости судов из новостроя (до 10 лет) или после модернизации (до 5 лет).
Однако все эти шаги не могут быть реализованы без создания необходимых правовых условий для формирования собственных финансовых ресурсов у рыбохозяйственных предприятий, которые позволяли бы им осуществлять процесс модернизации и обновления флота. Для этих целей рыбохозяйственная общественность предлагает сформировать полноценную правовую основу для применения права промысла ВБР в качестве ликвидной имущественной категории и установить законодательный запрет на расторжение договоров пользования долями в случае, если пользователь осуществил залоговую операцию с правом промысла или заказ на строительство (модернизацию) рыбопромыслового судна на российской верфи.
Также руководство ВАРПЭ приняло предложение Росрыболовства принять участие в совещании, назначенном на 23 августа, по вопросу стимулирования строительства рыбопромысловых судов на российских верфях.
РИА Fishnews.ru