Спорные правила
На минувшей неделе в Мурманске заместитель министра сельского хозяйства России Владимир Измайлов провел заседание Северного научно-промыслового совета (СНПС). Главный вопрос – проект правил рыболовства Северного бассейна – вызвал жаркие дискуссии.
Как стало известно Fishnews.ru, 16 февраля заместитель министра сельского хозяйства России Владимир Измайлов провел в Мурманске заседание Северного научно-промыслового совета. СНПС обсуждает этот вопрос уже не в первый раз, но рыбаков по-прежнему многое в нем не устраивает в этом проекте.
Правила рыболовства оговаривают обязанности пользователей, перечень документов, необходимых для ведения деятельности, и многое другое. Раньше их было много: по отдельным субъектам Федерации, морям, для любительского и промыслового рыболовства. Теперь происходит унификация. Будет создано всего 8 бассейновых сводов правил.
Следует учесть, что правила для Балтийского бассейна уже находятся на согласовании в Минюсте. Так что все другие бассейны должны волей-неволей под них подстраиваться, если и не по конкретным цифрам, то, по крайней мере, в части оформления, формулировок, структуры и терминологии.
По контракту с Минсельхозом разработчиком новых правил выступил головной научный институт отрасли – ВНИРО. ПИНРО также участвовал в этом процессе, внося свои предложения.
По сообщению издания «Мурманский вестник», в минувшем ноябре СНПС уже рассматривал разработанный проект. К концу года он был доработан и представлен в Минсельхоз. Там пошла работа по его унификации и структуре. В результате появился новый вариант. Однако между позициями двух институтов, ВНИРО и ПИНРО, по-прежнему есть расхождения. А сколько претензий у рыбаков – сосчитать невозможно, довольных, пожалуй, на заседании совета не было.
Впрочем, при обсуждении мнения расходились на всю возможную ширину. Одни высказывались в том духе, что правила принимать надо, и поскорее. Хоть плохонький, да все же документ. А то прежние вот-вот отменит Минюст, и тогда в бассейне возникнет правовой вакуум. Другие заявляли, что по правилам ВНИРО работать вообще невозможно. Ни одно судно просто не сможет выйти на промысел в российскую зону Баренцева моря.
С особо острой критикой московского проекта выступил заместитель руководителя департамента рыбной промышленности Мурманской области Вадим Соколов. «Четыре раза мы уже давали свои предложения в редакционную комиссию. И где результат? Раздел по спортивному рыболовству занимает в проекте 23 страницы (впрочем, разобраться в них невозможно), а на все Баренцево море уделено только 10 страниц. Может быть, просто взять и переписать норвежские правила рыболовства?» – возмутился он.
Замечание насчет норвежцев имеет весьма существенное основание. За прошедшие десятилетия состоялось более трех десятков сессий смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству. Две страны долго унифицировали правила рыбохозяйственной деятельности в Баренцевом море, а проект ВНИРО многих из этих наработок не учитывает.
Ключевым вопросом в полемике стал допустимый процент прилова. На морском шельфе всегда есть смешение видов рыб, поэтому прилов неизбежен. Но вот какой процент он может составлять в общей добыче? Цифры, предложенные в проекте, рыбаков не устраивают. ВНИРО, собственно говоря, не против их изменить. Но для этого нужно обоснование. Пока москвичи взяли, так сказать, за основу нормы, принятые на других бассейнах, опять же прибегнув, таким образом, к унификации. Беда в том, что моря-то все разные. Хотя в Москве на сей счет может быть другое мнение: все-таки порт сразу пяти морей. А особенно сведущ в рыбе, по-видимому, Минюст. Ибо когда рыбаки вняли призывам замминистра и стали давать свои предложения, на большинство из них представитель ВНИРО отвечал, что Минюст этого не пропустит.
Ирония иронией, но положительных отзывов о проекте практически не было. В конце концов, даже Владимир Измайлов заметил, что, мол, жизнь жизнью, а у законодательного процесса свои правила. А чтобы правил рыболовства Северного бассейна устроили всех, над ними еще придется много поработать.