Закон об аквакультуре в поисках баланса
Продолжается подготовка ко второму чтению проекта федерального закона об аквакультуре. В доработанную версию вошла большая часть предложенных регионами поправок.
В минувшую пятницу, 22 апреля, в Комитете ГД по природным ресурсам, природопользованию и экологии состоялось заседание рабочей группы по проекту ФЗ «Об аквакультуре». «Мы изложили наше видение поправок, которые необходимо внести ко второму чтению, ознакомились с мнением некоторых членов рабочей группы и замечаниями, которые сделало государственно-правовое управление Президента РФ, – рассказал РИА Fishnews.ru начальник управления аквакультуры Росрыболовства Сергей Максимов. – На заседании со своими предложениями также выступили представители различных организаций, в частности ГКО «Росрыбхоз».
Следующее заседание рабочей группы назначено на 16 мая. К этой дате необходимо обобщить все поступившие замечания и внести в текст законопроекта необходимые изменения. По словам собеседника информагентства, основная полемика, как ожидается, развернется вокруг вопроса о том, какую часть в аквакультуре занимает так называемое «сельскохозяйственное рыбоводство», имеет ли оно право на существование в качестве отдельного направления и возможно ли его отделить от понятия «товарного рыбоводства».
Согласно одной из формулировок, «сельскохозяйственное рыбоводство – это деятельность по разведению одомашненных форм и пород рыб, осуществляемая сельхозтоваропроизводителями в прудах, обводненных карьерах, ирригационных системах». Правда, непонятно, чем именно (кроме направления хозяйственной деятельности субъекта) оно принципиально отличается от товарного рыбоводства. Интеграцию с сельским хозяйством вряд ли можно рассматривать в качестве такой особенности. Существуют же рыбоводные хозяйства при гидроэлектростанциях, однако энергетики не требуют вводить ради них отдельный вид аквакультуры.
«Если следовать такому принципу, то мы можем зайти очень далеко и раздергать всю аквакультуру как лоскутное одеяло: часть будет интегрирована с сельским хозяйством, часть – с рыболовством, часть – с гидроэнергетикой, часть – с армией, часть – с наукой, часть – еще с чем-нибудь, – отметил Сергей Максимов. – Ряд других вопросов, которые озвучивали многие из тех, кто к нам обращался и присылал нам замечания, в частности связанных с правом собственности на объекты аквакультуры, когда они находятся в воде, с нецелесообразностью взимания платежей за воду с предприятий аквакультуры и т.д., сейчас находит полную поддержку. Они есть в проектных предложениях и пока никаких проблем с ними не предвидится».
Законопроект также предусматривает закрепление рыбоводных участков на внеконкурсной основе за предприятиями, которые уже осуществляют деятельность в сфере аквакультуры. «Мы считаем это принципиальным моментом, чтобы нигде не возникало даже намеков на передел. Предприятия должны понимать, что они не столкнутся с проблемами со стороны органов государственной власти или рейдеров. Напротив, создаются условия для их развития. Поэтому в законе достаточно большой раздел переходных положений, он даже расширен по сравнению с первым чтением. Это сделано как раз для того, чтобы предусмотреть все случаи и защитить интересы тех организаций, которые уже занимаются аквакультурой, – подчеркнул Сергей Максимов.
РИА Fishnews.ru