Экологи напомнили о дрифтерной угрозе
WWF вновь обратился к проблеме дрифтерного промысла лососевых в ИЭЗ России. По мнению природозащитников, в нынешнем виде он наносит колоссальный вред морским экосистемам и не соответствует экономическим интересам страны.
«В 2010 году в дрифтерных сетях погибло до 137 тыс. морских птиц», – указано в отчете, подготовленном Всемирного фонда дикой природы по данным промысла прошлого года. Несмотря на это, в ближайшие дни дрифтероловы снова выйдут в море.
Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1989 г. признала широкомасштабный дрифтерный лов хищническим и опустошающим. Между тем, в 2010 г. в исключительной экономической зоне РФ на дрифтерном лове по межправительственному соглашению работало 15 российских и 36 японских судов.
Эксперты Всемирного фонда дикой природы проанализировали дрифтерный промысел лососевых за 2008-2010 гг. и сделали вывод, что одним из негативных факторов этого вида лова является неконтролируемый и неучтенный прилов морских млекопитающих и птиц. «Однако в 2010 г. данные по прилову морских птиц и млекопитающих на российских судах, осуществлявших промышленный лов лососей, не собирались. Указанный вид прилова не учитывался», – говорится в отчете специалистов WWF. Не найдено и никаких документов, подразумевающих компенсацию российскими судовладельцами ущерба, нанесенного природе.
В то же время японские дрифтерные суда, промышлявшие в ИЭЗ РФ по межправительственному соглашению, провели учет прилова морских птиц и возместят России урон, сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе российского отделения WWF.
Другой негативный аспект дрифтерного промысла – неконтролируемый сброс наименее ценных видов лососевых (горбуши и кеты). «Рыбодобывающее судно имеет отдельную квоту на каждый из пяти разрешенных к промыслу видов лососей. Квота на вылов наиболее ценного из них – нерки – в десятки раз выше, чем квота на малоценную горбушу. Но фактически, горбуши попадает в сети всегда больше. Поэтому рыбаки попросту сбрасывают ее за борт и заполняют трюмы неркой. При этом в море отправляют и рыбу, поврежденную дрифтерными сетями», – отмечает Анатолий Декштейн, координатор морской программы Камчатского Берингийского экорегионального отделения WWF.
После отмены системы контроля промысла наблюдателями, которые находились на борту каждого рыболовецкого судна, проверкой стали заниматься суда, уполномоченные Пограничной службой ФСБ России. Но, как отмечают природозащитники, немногочисленные патрульные корабли не в состоянии контролировать множество промысловых судов, разбросанных по обширной акватории. Таким образом, у промысловиков появилось достаточно времени, чтобы «готовиться» к визиту проверяющих. Таким образом, существующая система контроля не позволяет объективно оценить ущерб, который наносит дрифтерный промысел экосистемам и экономике России.
Ученые ДВО РАН определили среднегодовой ущерб, который наносит стране дрифтерный промысел в результате прилова морских птиц и млекопитающих, в 265 млн. рублей. На основе данных Счетной палаты РФ о не учтенном в 2008 г. улове, ущерб от деятельности российско-японского дрифтерного флота составил 426 млн. рублей. При этом выбросы рыбы оценены только для 5 из 59 судов.
В том виде, в каком дрифтерный промысел существует сейчас, он наносит колоссальный вред морским экосистемам и не соответствует экономическим интересам России, отмечают в WWF. В связи с этим Всемирный фонд дикой природы считает необходимым: ограничить длину сетей до 2-3 км, а также ввести контроль промысла независимыми наблюдателями или онлайн-мониторинг с помощью установленных на борту видеокамер.
РИА Fishnews.ru