Биоресурсы Каспия – общая забота
Участники выездного совещания Морской коллегии при Правительстве РФ рассмотрели проблему неопределенности правового статуса Каспийского моря и вопросы сохранения его уникальной экосистемы.
4 мая в Астрахани состоялось выездное совещание Морской коллегии при Правительстве РФ. Главным вопросом повестки дня стала реализация национальной морской политики на каспийском региональном направлении. Как сообщили РИА Fishnews.ru в управлении пресс-службы и информации администрации губернатора Астраханской области, заместитель министра транспорта России Виктор Олерский отметил, что спустя десять лет после начала раскрутки международного транспортного коридора «Север – Юг» его потенциал реализован минимально. По мнению представителя Минтранса, основные преимущества коридора – скорость и стоимость доставки – сводятся на нет из-за затягивания таможенных процедур, негибкой тарифной политики, из-за имеющей место дискриминации российских судов в некоторых иностранных портах и из-за несовершенства инфраструктуры российских портов. Виктор Олерский и губернатор Астраханской области Александр Жилкин заявили, что для максимальной реализации потенциала коридора «Север – Юг» необходимо ускорить развитие порта Оля, сделать его основным российским портом на Каспии.
Председательствовавший на заседании вице-премьер Сергей Иванов затронул тему неопределенности правового статуса Каспия. Заместитель председателя Правительства подчеркнул, что Россия считала и считает Каспийское море уникальным внутриконтинентальным водоемом и выступает против раздела его акватории на национальные секторы, поскольку «это потребует коренного пересмотра сложившегося за последние 70-80 лет режима хозяйственного использования этого водоема. Кроме того, отдельные виды ресурсов Каспия, например, биоресурсы, являются неделимыми и требуют проведения скоординированной политики по их сохранению со стороны всех прикаспийских государств». Общими являются также проблемы обеспечения безопасности мореплавания и другой хозяйственной деятельности, особенно в сфере предотвращения и ликвидации последствий аварийных ситуаций при нефтедобыче. «Вместе с тем, попытки заключения пятисторонних соглашений пока не увенчались успехом», – напомнил Сергей Иванов. Пока идет работа по принятию соглашений в сокращенном формате. Так, проблему делимитации морского дна удалось решить путем подписания соответствующих соглашений между Россией, Казахстаном и Азербайджаном.
В разговоре с журналистами вице-премьер сообщил, что при освоении углеводородного сырья в Каспийском море никакие другие технологии, кроме хорошо зарекомендовавшего себя «нулевого» сброса, применяться не будут. Ведь экосистема Каспия ранима, и в непосредственной близости находится такой уникальный регион как Астраханская область, где есть осетр, лотос, дельта Волги. «Я был на месторождении имени Корчагина и видел, что все технологические отходы там, в том числе загрязненная вода, не выбрасываются в море, а размещаются в контейнерах, а потом утилизируются на берегу, – рассказал представителям СМИ заместитель председателя Правительства. – Применения других технологий, связанных даже с минимальным загрязнением окружающей среды, мы допускать не будем».
На брифинге по итогам выездного совещания Коллегии была затронута тема судостроения. Сергей Иванов выразил надежду на то, что до конца мая Правительство России рассмотрит законопроект о поддержке отечественного судостроения, предусматривающий комплекс мер по субсидированию предприятий отрасли, предоставление других финансовых льгот. «Ничего предосудительного в этом я не вижу, – заявил вице-премьер. – Такое практикуется во всем мире, например, в Корее». Главное в принимаемом законе – это, прежде всего, экономические меры, направленные на то, чтобы российским судовладельцам было выгодно строить суда на своих верфях, а не за границей, считает он. Нишей для астраханской промышленности Сергей Иванов назвал строительство судов типа «река-море», вспомогательного флота, гидрографических судов и ледоколов.
РИА Fishnews.ru