Российский рынок готов к приходу отечественного деликатеса
В ходе переговоров между членами Ассоциации креветколовов Дальнего Востока и московской компанией «Агама» – лидером на российском дистрибьюторском рынке морепродуктов – были достигнуты договоренности о поставках дальневосточной креветки на западные рынки России.
Как пояснил в интервью корреспонденту Fishnews.ru председатель совета директоров компании «Агама» Юрий Алашеев, дальневосточные креветколовы – это стратегические партнеры. По его словам, сейчас в Россию импортируется около 60 тыс. тонн креветки со всего мира, при этом своя продукция полностью идет на экспорт. «Мы надеемся изменить эту ситуацию, – заявил Юрий Алашеев, – и планируем ежегодно поставлять около тысячи тонн, т.е. 10% от общего объема креветки в Москву и Санкт-Петербург».
В минувшем году «Агама» импортировала на российский рынок 9 тыс. тонн креветки. У компании заключены контракты с десятком тысяч магазинов и ресторанов по всей России, которые и являются основными покупателями морского деликатеса.
В сравнении с наиболее распространенной на российском рынке датской креветкой дальневосточная (северная) креветка, выросшая в естественных условиях, обладает ценнейшими свойствами и представляет собой высококачественный продукт как с точки зрения биологических, так и органолептических показателей. Спрос на это вид морепродуктов сегодня возрастает. Единственная проблема, по словам Юрия Алашеева, – в цене. «Однако это отдельное направление работы. Если нам удастся улучшить технику и тактику промысла, то в будущем мы сможем завоевать более 10% российского рынка», – отметил он.
Важно, что рынок готов к приходу отечественного продукта. Так, если в 1999 году потребительский спрос в центральной России на креветку составлял порядка 6-7 тыс. тонн, то сегодня – 50-60 тыс. Получается, что российский рынок вырос в 10 раз, и сегодня лишь в 5 раз меньше самого крупного рынка в мире – японского, который потребляет 300 тыс. тонн креветки. При этом, по словам Юрия Алашеева, российских потребителей из Центрального региона не отпугивают высокие цены на морской деликатес. Так, самая дешевая креветка стоит порядка ста рублей за килограмм, а вот фермерская из Таиланда – не меньше 400. При этом, стоит отметить, что в России растет спрос именно на дорогую высококачественную креветку.
Так что перспективы впечатляют. Однако, к сожалению, не все дальневосточные креветколовы готовы поставлять свою продукцию на российские рынки. Дело в том, что для них традиционным рынком сбыта является Япония, где наибольшим спросом пользуется сыро-мороженая креветка. А россияне предпочитают варено-мороженую. Это означает, что на добывающих судах должно быть соответствующее оборудование. По словам Юрия Алашеева, необходимое оснащение и большой объем квот сегодня есть у трех компаний – членов Ассоциации креветколовов. Это камчатский ООО «Каммаг», сахалинская рыбопромышленная группа «Бином» и приморская компания «Исток групп». С каждой из них «Агама» намерена заключить контракт. По словам Юрия Алашеева, «потенциально к 2010 году российский рынок будет потреблять 100-120 тыс. тонн креветки. Преимущественно дорогих сортов. Сегодня это один из самых быстрорастущих рынков».