Выставка – индикатор интереса к отрасли
Специализированные выставки не только дают возможность привлечь новых клиентов, наладить связи, они в миниатюре отражают основные процессы, происходящие в отрасли. Выставочные тенденции уходящего года проанализировала гендиректор ООО «Фишньюс» Яна Яшина.
Рыбе и морепродуктам отводится серьезное место в обеспечении продовольственной безопасности страны. По логике вещей на выставках, посвященных продуктам питания, продукции из водных биоресурсов должно уделяться значительное внимание. Однако в действительности вырисовывается несколько иная картина.
– Этой осенью я побывала на двух крупнейших выставках в сфере пищевой продукции – на Международной выставке продуктов питания и напитков «World Food Moscow 2011» и Российской агропромышленной выставке «Золотая осень». Первое, на что я обратила внимание в этом году, – это снижение количества посетителей, причем для рыбных выставок это общая тенденция. Сам павильон «Рыба и морепродукты», как мне показалось, по разнообразию экспонируемой продукции уступал тому, что было в предыдущие годы. Практически нет новинок. Все большее место занимают иностранные производители, причем, например, Китай представляет достаточно много продукции глубокой переработки как из российского, так и из собственного сырья – например, различные закуски из кальмара.
Бросилось в глаза и то, что среди экспонентов выставки практически не было рыбодобывающих предприятий. Рыбопереработчики – в основном иностранные – были, а рыбаки – отсутствовали. Так, был представлен стенд Камчатского края, однако сидели там перепродавцы – те, кто покупает у дальневосточников продукцию и затем перепродает ее в Москве. Забавно, что они даже не имеют представления о деятельности компаний, продукцию которых «представляют», не знакомы с их руководителями. Не видела я среди посетителей выставки и производителей оборудования для переработки рыбы, хотя рыбопромышленники должны быть им весьма интересны как перспективные клиенты, – рассказала в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» рассказывает генеральный директор ООО «Фишньюс» Яна Яшина.
Говоря об оборудовании, эксперт упомянула Международную выставку «Агропродмаш», где сложилась противоположная ситуация: наблюдалось большое число посетителей, которые желают заниматься переработкой рыбы, развивать аквакультуру. Таких людей, только начинающих работу в этой области, интересует самое простое оборудование. Однако на выставке среди сотен компаний лишь малая часть – около 7% – предлагала варианты для рыбной отрасли, притом с большинстве своем – тяжелые, высокопроизводительные, с большой степенью автоматизации дорогостоящие машины.
«Что характерно, участвующие в «Агропродмаше» производители оборудования ориентированы, прежде всего, на нужды животноводства, мясопереработки и молочной промышленности. И это при том, что для мясной и молочной промышленности в последние годы в России построены сотни современных производств, оснащенных по новейшим технологиям, и новое оборудование им потребуется куда как нескоро, а в рыбной отрасли все в точности наоборот, – отмечает гендиректор ООО «Фишньюс». – До сих пор я не могу полностью ответить на вопрос: почему производителям молочной и мясной продукции необходимо и выгодно вкладываться в новое оборудование и технологии, а основной массе крупных производителей рыбопродукции это вообще не нужно. Ведь когда я прихожу на рынок, продавцы мяса не предлагают мне мертвую корову целиком, а рыбаки – пожалуйста. Непотрошеная, нечищеная, но свежая рыба. Тот самый лучший и полезный деликатес в непригодном виде».
Удивила ситуация и на «Золотой осени», проходившей в Москве на ВВЦ. Эта выставка – своего рода смотр достижений агропромышленного комплекса: различные регионы страны демонстрируют то, чем они богаты – хлеб, сыр, колбасы. На некоторых стендах была также представлена рыба. Огромный павильон был отведен под сельскохозяйственную технику. «Меня поразило, на что способна наша промышленность. Возможно, она не умеет выпускать хорошие автомобили, но она выпускает прекрасную сельскохозяйственную технику. Возникает вопрос: почему для рыбной промышленности в России практически никто ничего не хочет производить? Китайцы, корейцы российскую рыбу едят – они же поставляют и оборудование.
На мой взгляд, то, что крупные производители и поставщики оборудования «не видят» рыбной отрасли, – это серьезная недоработка их маркетинговых служб и отделов по региональному развитию. Это очень перспективный рынок, и деньги в нем есть», – убеждена Яна Яшина.
Полный текст читайте в рубрике «Личное мнение» на сайте РИА Fishenws.ru.