Рыба без правил
В последние месяцы на российском рынке наблюдается тревожная картина: заметно возрос импорт рыбной продукции с признаками фальсификации, некачественной и соответственно небезопасной для потребителя.
Сомнительная рыбопродукция (как правило, это мороженое филе из юго-восточной Азии) ввозится в Россию с территории третьих стран с использованием офшорных компаний и занижением таможенной стоимости. Значительный объем такого импорта поступает из Прибалтики – на местных заводах товар переупаковывается, при этом нередко меняя страну происхождения. Согласно документам, предъявляемым в таможенные органы на российской границе, получается, что тропическая рыба, главным мировым производителем которой является, например, Вьетнам, вдруг становится исконно латвийской.
Кто может гарантировать качество и безопасность для здоровья граждан рыбопродукции, вот так запросто сменившей «гражданство»? Анонимный вьетнамский завод, неизвестно проходивший ли проверку российских контролирующих органов, прибалтийский посредник или импортер – фирма-однодневка, которая бесследно исчезает с началом любых разбирательств?
До конца 2011 г. в нашей стране действовала система регистрации контрактов. Компании-импортеры были обязаны заключать контракты с иностранными поставщиками, информация о которых через национальную ветеринарную службу страны экспорта поступала в Россельхознадзор. Располагая этими сведениями, российское ведомство выдавало разрешение на ввоз, исходя из объемов и видов продукции, которые реально выпускал зарубежный производитель. Этот фильтр, довольно успешно отсекавший фиктивные контракты, которые не могли обеспечить заявленный в документах объем продукции, не прошли аттестацию, не обладали правом экспорта в Россию, был снят. Данная система также препятствовала подделке ветеринарных сопроводительных документов, доля которых доходила до 70% до введения системы регистрации контрактов в 2006 г.
«Сейчас мы видим, что процедура в принципе не работает, теперь в электронной системе Россельхознадзора «Аргус» любой может получить разрешение на ввоз рыбопродукции, – сообщили РИА Fishnews.ru в Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка. – Мы отмечали даже такие случаи, когда выдавались разрешения на ввоз красной рыбы – семги или форели – с завода, который производит, перерабатывает и поставляет исключительно пелагические виды – скумбрию или сельдь. Если система выдает такое разрешение, значит устранены все предохранительные контуры, снят примитивнейший формато-логический контроль».
Другим серьезным ударом, нанесенным по системе контроля качества рыбопродукции, стал приказ по отмене стандартов по содержанию глазури и обязательному указанию этой информации на упаковке. По словам исполнительного директора Ассоциации Романа Костака, с момента вступления в силу требований СанПиН в отрасли удалось навести хоть какой-то порядок. Поставщики, поставленные перед необходимостью соблюдать в ходе технологических процессов соответствующие нормы по содержанию глазури и по маркировке, перестроили свою работу и начали поставлять продукцию совершенно иного качества. Торговые сети стали более требовательно отбирать рыбу и морепродукты при закупках. Количество рыбных товаров с чрезмерным содержанием глазури в тех местах, где это можно было контролировать, значительно снизилось.
«В настоящее время от поставщиков уже поступают предложения сделать «удобное» количество глазури – 20%, 30%, 40%. По желанию заказчика могут снова «закачать» в рыбу требуемое количество воды. Раз нет необходимости указывать сведения о содержании глазури, можно снова вводить в заблуждение потребителя о реальном количестве льда и воды, которые он покупает в довесок к рыбному филе. Фактически мы делаем большой шаг назад, возвращаясь к негативной практике 2006-2008 гг., когда предложение на рынке рыбных товаров со значительным содержанием глазури являлось нормой», – заявил представитель Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка.
Традиционно считается, что большое число игроков на рынке рождает конкуренцию. Однако в нынешнем виде эта конкуренция превратилась в соревнование – как получить товар по наименьшей цене за счет снижения его качественных характеристик. Вот и изощряются предприимчивые коммерсанты: кто зальет больше воды в рыбу, кто придумает очередную «серую» схему перемещения товаров. Все эти действия маскируются под борьбу с излишними административными барьерами и якобы преследуют благие цели. На самом же деле происходит методичное упразднение системы ветеринарного контроля. Необходимое давление создают иностранные компании, умело маскирующиеся под представителей отечественной переработки.
В целях защиты российского рынка от некачественной импортной рыбопродукции Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка на протяжении последних лет выступает за введение системы подтверждения соответствия качества предоставляемых импортерами услуг определенным стандартам. В Европе, Норвегии, Японии и других развитых странах к компаниям, ведущим внешнеэкономическую деятельность, предъявляются определенные требования. Они имеют финансовые гарантии, проходят серьезные проверки на законопослушность и добропорядочность. Регламентами ЕС также предусмотрена процедура получения статуса уполномоченного экономического оператора для компаний задействованных во внешнеторговой деятельности. Аналогичная система, появившись в России, способствовала бы упорядочиванию рынка и его защите от некачественной продукции.
«Должен быть набор критериев, условий, требований, при соблюдении которых компания может быть импортером. Поскольку речь идет об обороте пищевой продукции, которая напрямую влияет на состояние здоровья населения», – считает Роман Костак.
РИА Fishnews.ru