Министерство «законсервировало» российскую рыбопереработку
Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности России содержит неточную информацию о текущем состоянии рыбопереработки и неверные ориентиры развития отрасли, отмечают в Ассоциации добытчиков минтая.
В АДМ рассмотрели окончательный вариант Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности России, подготовленной Министерством сельского хозяйства. В отличие от предыдущей редакции нынешний документ включает в себя раздел «Рыбоперерабатывающая промышленность», однако в нем содержится неточная информация о текущем состоянии рыбоперерабатывающей промышленности и неверные ориентиры развития отрасли, делают вывод в Ассоциации добытчиков минтая.
В частности, в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности указано, что в России рыбопереработкой занято 680 малых, средних и крупных предприятий. По словам президента АДМ Германа Зверева, эта цифра не соответствует действительности, поскольку промышленную переработку рыбы на судах осуществляют свыше 1 200 предприятий, наделенных долями квот вылова водных биоресурсов. Кроме того, производством пищевой продукции из ВБР занимаются береговые предприятия, численность которых превышает 1 500-1 600 единиц. Следовательно, общее количество хозяйствующих субъектов, занятых рыбопереработкой, приближается к 3 000 предприятий.
«Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности неконкретна, приблизительна и ошибочна в определении приоритетов развития рыбной индустрии», – заявил РИА Fishnews.ru Герман Зверев. Так, согласно документу, основным направлением развития отрасли является ускоренное и преимущественное развитие консервного производства. В частности, указано, что консервным производством будет заниматься 60% новых производственных мощностей, вводимых к 2020 г. на Дальнем Востоке, 50% новых производственных мощностей на Северо-Западе и 13% новых производственных мощностей на Юге. В стратегии отмечается и тот факт, что капиталовложения предприятий в развитие консервного производства превысят 15 млрд. рублей в период до 2020 г. «Предложенный в Стратегии «консервный тренд» развития российской рыбопереработки не согласуется ни с потребительскими предпочтениями российских покупателей, ни с мировыми тенденциями развития рыбопереработки», – подчеркнул президент ассоциации.
По его словам, в соответствии с докладом ФАО ООН «Состояние мирового рыболовства и аквакультуры», структура мирового потребления рыбопродукции такова: живая и свежая рыба составляют 49% общего объема, замороженная рыба – 26%, копченая и вяленая рыба – 15%, консервы – 10%. В России несколько иная структура потребления: мороженая рыба – 56%, живая и охлажденная рыба – 15%, копченая и вяленая рыба – 13%, консервы – 6%. Таким образом, консервы являются нишевым продуктом, рыночная доля которого незначительна и не имеет потенциала роста, делает вывод Герман Зверев. Доходность консервного производства очень низка, поэтому инвестиции в этот вид производства непривлекательны. Большим рыночным потенциалом обладают инвестиции в изготовление рыбного филе, производство которого в России в 2011 году выросло на 11%.
«Предлагаемые в Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности целевые индикаторы инвестиционной активности в отрасли показывают непонимание ее авторами тенденций развития российской рыбопереработки и отсутствие внятных и проработанных инструментов развития российской рыбопереработки, – резюмировал президент АДМ. – Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности отбрасывает нас к советской эпохе 60-70-х годов или к роману Джона Стейнбека «Консервный ряд», воспевавших консервное производство и оставшихся в неповторимом прошлом».
РИА Fishnews.ru