Обустройство Севморпути вызвало споры в Совете Федерации
Законопроект о Северном морском пути практически готов к рассмотрению во втором чтении в Государственной Думе в мае 2012 г. Тем не менее, отдельные положения документа по-прежнему вызывают разногласия среди экспертов.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Совета Федерации, обсуждение проекта закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути» состоялось в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации. Открывая заседание, глава Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр Матвеев отметил, что главная задача будущего нормативного документа состоит в том, чтобы «обеспечить защиту национальных интересов России в условиях попыток интернационализировать акваторию Арктики».
Сенатор сообщил, что в экспертном сообществе проект закона вызвал неоднозначную реакцию. Так, споры вызывают положения, согласно которым границы СМП предоставлено определять решением правительства, а не самим законом. Неоднозначно воспринимается и положение об арктическом сборе, которое «ударит по российским перевозчикам и удорожит северный завоз».
Вместе с тем, касаясь поправок, внесенных в законопроект ко второму чтению, представитель Минтранса Виталий Клюев заверил, что граница Севморпути будет установлена в самом законе. Также документ возрождает администрацию Северного морского пути как государственное учреждение. Данная структура будет наделена административными полномочиями по организации ледокольной и лоцманской проводки, поиску и спасению, обеспечению радиосвязи, предотвращению загрязнения морских акваторий и гидрографическому обеспечению. Чиновник отметил, что на работу администрации Минфин готов изыскать в бюджете 27 млн. рублей. Это снимет вопрос о необходимости корабельного сбора, введение которого вызывает возражения у перевозчиков грузов.
Кроме того, представитель Минтранса отметил, что согласно Конвенции ООН по морскому праву, на линии Севморпути не может быть никаких ограничений судоходства, и судно любой страны может пользоваться акваториями бесплатно. В этой связи докладчик высказал собственное мнение, что создание СМП станет не слишком выгодным для России, поскольку государство будет вынуждено обеспечивать транзитные иностранные суда связью, работой метеорологических, гидрографических и спасательных служб, не получая за это платы.
Однако этот тезис вызвал дискуссию среди экспертов. В частности, было отмечено, что вне зависимости от того, будут другие страны ли свободно пользоваться Северным морским путем или нет, в первую очередь, он нужен России, и развивать его инфраструктуру все равно придется. Многие, участники слушаний также настаивали на необходимости арктического или корабельного сбора, который должен сделать рентабельным использование СМП.
Многие участники дискуссии выразили мнение, что продавать надо не короткий путь по морю, а услуги развитой инфраструктуры, в том числе по лоцманскому и ледокольному сопровождению судов. Так, в своем докладе о состоянии атомных ледоколов, работающих в Северном ледовитом океане, представитель «Атомфлота» отметил, что только в 2010-2011 гг. количество грузов, провезенных в сопровождении ледоколов предприятия, возросло почти в 8 раз. Также в этом году закладывается новейший ледокол, превосходящий по техническим характеристикам и возможностям все имеющиеся сегодня в России. Его стоимость составит 36 млрд. рублей, судно сможет выйти в море в 2018 г.
Тем не менее, по словам докладчика, флоту уже в ближайшее время предстоит столкнуться с нехваткой ледоколов. В следующем году будет полностью израсходован ресурс ледокола «Россия», и потребуется продление «потенциала» еще нескольких кораблей. Кроме того, возрастает активность иностранного бизнеса в Арктике. «Норвегия в настоящий момент учредила компанию, которая оказывает услуги по логистике, чего не делает Россия», – отметил представитель «Атомфлота».
Участники дискуссии отмечали, что Россия сможет больше контролировать проход через Севморпуть, ужесточив правила соблюдения экологических норм, требования к квалификации команды и ее навыкам работы в северных широтах, повысив строгость регламента по «доведению судов до ледоходного состояния» и т.д. Отдельно обсуждался вопрос о возможности введения в законодательном порядке правила обязательного ледокольного сопровождения и использования специального гидрометеообслуживания, а также обязательных правил страховки судов и их спасения.
Итоги дискуссии вошли в рекомендации парламентских слушаний «Правовое обеспечение государственного регулирования развития и использования Северного морского пути» Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации.
РИА Fishnews.ru