Виктор Ишаев: Развитию отрасли мешает коррупция и браконьерство
С начала года вылов дальневосточных рыбаков снизился к уровню 2011 г. на 2,7%. Среди причин – сокращение квот на минтай, ухудшение промысловой обстановки, а также регистрация предприятий Дальнего Востока в других регионах Федерации и влияние теневого рынка.
Дальний Восток – один из традиционных центров рыболовства страны, а значение рыбопромышленной отрасли для России трудно переоценить. Это вновь отметил на совещании 7 сентября глава Правительства РФ Дмитрий Медведев. По его словам, необходимо сделать все возможное для нормального развития рыбохозяйственного комплекса, поскольку он оказывает влияние также и на ситуацию в смежных отраслях. Поэтому, безусловно, от того, как будут развиваться события на Дальнем Востоке, будет зависеть и степень реализации стратегических планов Правительства страны в целом.
Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев в интервью РИА Fishnews.ru рассказал о сдерживающих факторах, с которыми предстоит справиться, и точках роста, которые необходимо превратить в фундамент дальнейшего укрепления рыбохозяйственного сектора экономики региона.
Так, полпред отметил, что, по данным за сентябрь, на Дальний Восток приходится 69,8% всего российского улова морепродуктов, однако по отношению к уровню 2011 г. общий вылов дальневосточников снизился на 2,7%.
– Почему это произошло? Основная причина – сокращение квот на вылов охотоморского минтая в связи с уменьшением промыслового запаса в 2012 году, ухудшение промысловой обстановки. Сказывается и то, что рыболовецкие предприятия снимаются с регистрации в наших исконно рыбных регионах и регистрируются в Москве, Санкт-Петербурге, других субъектах Федерации. В итоге налоговая база на Камчатке и в Приморье становится более скудной, а территории, где и моря нет, могут постепенно стать регионами моряков и рыбаков. Таких парадоксов много, - указал Виктор Ишаев.
Одна из давних проблем отрасли – это теневой рынок биоресурсов. Министр выразил обеспокоенность тем, что с Дальнего Востока продолжаются нелегальные поставки ВБР, о чем свидетельствуют не только в криминальные сводки, но и расхождения в данных о вывозе рыбы из России с данными о поставках в страны-импортеры.
«Так, в 2011 году объем вывезенной из России в Японию продукции в 3,66 раза меньше, чем объем ввезенной в Японию продукции из России. По стоимости эти данные расходятся в 7,24 раза! – привел цифры полномочный представитель Президента РФ в ДФО. – В 2010 году данные таможенных служб России и Японии расходились в 2,5 раза, в 2009 году – в 2,56, а в 2008 году – в 5,06. В первом полугодии 2012 года данные расходятся в 4,72 раза, а в денежном выражении в 13,2 раза. Российские данные по экспорту и импорту расходятся и в сравнении с информацией таможенных служб Китая и Кореи. Неучтенный доход, фиксируемый в расхождении данных по физическому объему и стоимости рыбы и рыбопродукции, экспортируемой из регионов Дальневосточного федерального округа, и импорта составляет ежегодно от одного до 2,5 миллиардов долларов».
Не вдохновляют и данные о российском экспорте, которые совпадают с объемами по импорту. «Мы посмотрели – экспорт и импорт рыбы идет практически по одним и тем же наименованиям продукции. Однако морепродукты, поставляемые на экспорт, в 2 раза дешевле импортируемых», - привел неутешительную статистику глава Минвостокразвития.
– На саммите АТЭС во Владивостоке подписан ряд соглашений с властями Японии и Южной Кореи по рыболовству, по борьбе с браконьерством. Мы предоставляем квоты на вылов, но нам бы очень хотелось, мы настаиваем на этом, чтобы предоставление квот было связано со строительством перерабатывающих мощностей на российской территории, - подчеркнул министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока.
Полный текст читайте в рубрике «От первого лица» на сайте РИА Fishnews.ru.