Промысел камчатского краба: быть или не быть?
Запрет на промышленную добычу камчатского краба на Западной Камчатке действует вот уже несколько лет. По мнению специалистов, жесткие меры обеспечили положительный результат: наука заявляет о реальной возможности возобновления промысла уже со следующего года.
Вопрос с камчатским крабом Западной Камчатки обязательно должен рассматриваться в привязке к истории освоения его ресурсов, убежден заведующий лабораторией промысловых ракообразных дальневосточных морей ТИНРО-Центра Валерий Кобликов. На западнокамчатском шельфе природа в свое время создала столь благоприятные условия для обитания этого вида краба, что в прошлом он был ведущим объектом крабового промысла на всем Дальнем Востоке. «В середине – конце 80-х вылов этого вида краба на Западной Камчатке в отдельные годы превышал 30 тыс. тонн. И наука, и промысловики были полностью уверены, что этот ресурс нескончаем», – вспоминает ученый.
Однако чрезмерная промысловая нагрузка привела к печальным последствиям – запасы ценного гидробионта были подорваны. В результате в 2006 г. промысел был закрыт. По словам Валерия Кобликова, в 2007 г. промышленный лов в ограниченных объемах возобновился, однако опыт показал, что открытие промысла было преждевременным. В 2008 г. на промышленную добычу вновь был установлен запрет, который действует и по сей день.
Тем временем ученые продолжают изучать состояние запасов камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах. По словам заведующего лабораторией промысловых ракообразных, съемки последних лет показали, что запасы камчатского краба начали восстанавливаться.
В основу прогноза общего допустимого улова камчатского краба Западной Камчатки на 2014 г. были положены результаты траловой съемки, проведенной в июле 2012 г. специалистами Камчатского НИИ рыбного хозяйства и океанографии.
Используя данные съемки, специалисты пришли к выводу, что для изъятия в двух подзонах на 2014 г. можно было бы рекомендовать суммарно 1825 тонн, из которых для научного лова – 111 тонн. Однако основа в виде результатов исследований прошлого года учеными была признана как промежуточная, подчеркнул Валерий Кобликов. По его словам, съемка показала некоторое снижение численности самцов промысловых размеров, но причина этого, скорее всего, не в самом крабе, а в методических погрешностях исследований. «Были получены данные, которые вызвали вопросы и определенную настороженность», – комментирует собеседник РИА Fishnews.ru.
Вопрос с камчатским крабом рассматривался на Дальневосточном совете по промысловым беспозвоночным в 2012 г. Специалисты пришли к выводу, что для подготовки обоснованных рекомендаций по возобновлению промысла необходимы результаты съемки 2013 г. Как рассказал заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов, на этот год запланированы исследования шельфа Западной Камчатки – их проведут совместно ТИНРО-Центр, КамчатНИРО и ВНИРО. Работы намечены на июнь-июль.
Пока на 2014 г. ученые предложили ОДУ камчатского краба в Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах в совсем небольших объемах – 111 тонн суммарно для двух районов и только для проведения научных исследований, но вероятность открытия промысла в следующем году достаточно высока, считает Валерий Кобликов. «Мы надеемся, что результаты летней съемки подтвердят тенденцию роста численности краба. И если эта тенденция в самом деле подтвердится, если мы определимся, что запас растет без перерыва, будет сделана корректировка прогноза ОДУ на 2014 год», – рассказал представитель Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра.
По словам заместителя руководителя Росрыболовства, окончательное решение по открытию промысла будет принято именно на основании научных данных о современном состоянии запасов. С этой целью консолидированы усилия трех институтов по проведению полноценной съемки. При этом Василий Соколов подчеркнул, что ученые, прогнозируя развитие событий, всегда основываются на осторожных оценках и стараются учесть все виды воздействия на популяцию, в том числе и оценки нелегального вылова, который составляет по крабу очень серьезную величину.
Есть мнение, что открытие промышленного лова камчатского краба на Западной Камчатке ударит по браконьерскому промыслу, ведь рыбаки, осваивающие ресурс в рамках закона, будут заинтересованы в том, чтобы просигнализировать о подозрительных судах в районе добычи. «Легализация промысла, установление четких, понятных правил, с жестким контролем, позволят, конечно, существенно подорвать основу браконьерства», – предполагает заместитель руководителя Росрыболовства.
В этой связи, по словам Василия Соколова, особую актуальность приобретают те предложения по регулированию промысла краба, которые консолидированно выдвигают рыбаки.
Ассоциации добытчиков краба Дальнего Востока считает, что промышленный лов камчатского краба на Западной Камчатке необходимо открывать. «Объемы для промышленного освоения есть, и это подтверждается наукой, – отметил президент ассоциации Александр Дупляков. – Пусть даже квоты, выделяемые для добычи, будут небольшими, но это, в свою очередь, позволит более четко регулировать промысел (меньше судов, меньше время нахождения на промысле). Необходимо отработать такой механизм контроля, который бы эффективно препятствовал любым проявлениям браконьерства».
Ассоциация добытчиков краба Дальнего Востока выступила с целым рядом инициатив, направленных по борьбу с подменой видов и превышением квот на промысле. Отраслевое объединение считает необходимым установить минимальный суточный объем вылова на судно для колючего краба Западно-Камчатской подзоны. Также предложено повысить минимальные суточные объемы добычи синего краба в Западно-Камчатской подзоне и краба-стригуна бэрди в Камчатско-Курильской подзоне.
Ассоциация также выступила за то, чтобы запретить промышленное рыболовство краба-стригуна бэрди в Камчатско-Курильской подзоне с 1 августа по 31 декабря. Введение ограничений уже поддержали ученые советы КамчатНИРО и ТИНРО-Центра. Судя по данным отраслевой науки, запрет не скажется негативно на рыбаках, работающих в рамках закона: практика промысла показывает, что 70% – 90% ОДУ стригуна бэрди в Камчатско-Курильской подзоне осваивается в первой половине года.
Примечательно, что ряд предложений науки и бизнеса по сохранению крабового ресурса уже реализован. Так, в прошлом году было запрещено промышлять стригуна бэрди в Камчатско-Курильской подзоне севернее параллели 52º30´ с. ш.: такие меры предпринимались, для того чтобы у пользователей не было соблазна вести под видом промысла бэрди добычу камчатского краба. Под запретом оказалось и использование донных ловушек на специализированном промысле рыб на Западной Камчатке (чтобы избежать ситуаций, когда суда получают разрешение на добычу рыбы, но выходят в море с донными ловушками и осваивают краба). Указанные ограничения, по словам руководителя ассоциации, предусмотрены в проекте новых бассейновых Правил рыболовства.
Вполне возможно, что для оперативного контроля ситуации на крабовом промысле будет создан специальный штаб – по аналогии с теми, что действуют во время промысла лососей и минтая. «Опыт работы таких штабов показал их высокую эффективность. Потому что участвуют все заинтересованные ведомства – это администрации регионов, пограничники, Росрыболовство и его теруправления, Центр системы мониторинга рыболовства и связи, наука», – отметил Василий Соколов. Планируется привлечь к участию в заседаниях штаба и ассоциацию добытчиков краба.
Сейчас необходимо установить четкие и понятные правила игры при крабовом промысле, убежден заместитель руководителя Росрыболовства. «Я думаю, что все можно отрегулировать», – резюмировал он.
Текст полностью читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте РИА Fishnews.ru.