Не сошлись в оценке переловов
В Москве состоялось совместное заседание коллегий Счетной палаты РФ и Управления генерального аудитора Королевства Норвегия, на котором были рассмотрены итоги параллельной проверки использования квот на вылов водных биоресурсов (ВБР), выделенных в 2004-2005 гг. обеим странам по решениям Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству (СРНК).
Возглавляли заседание глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин и Генеральный аудитор Королевства Норвегия Йорген Космо. Основанием для проведения параллельной проверки явилась информация о сверхнормативном промысле трески в Баренцевом море, сообщили Fishnews.ru в департаменте информации Счетной палаты РФ. В связи с этим сторонами была проведена оценка объема незаконного и неучтенного вылова трески в 2004–2005 гг. Высшие органы финансового контроля России и Норвегии согласились с тем, что имеет место значительный промысел трески сверх общих квот, установленных СРНК. Однако из-за различий в методологии подсчета стороны к согласованной оценке величины перелова не пришли.
Российские эксперты считают оценку российского вылова в 2005 г. в объеме 315 тыс. тонн трески и 87,6 тыс. тонн пикши завышенной, а, следовательно, и оценку возможного перелова в 2005 г. – 166 тыс. тонн трески и 36,3 тыс. тонн пикши – необоснованной. Как отмечалось в материалах Счетной палаты, фактические переловы российской стороной трески относительно национальной квоты (213,7 тыс. тонн) могли составлять в 2005 г. не более 20–26 тыс. тонн. При этом за 2004–2005 гг. в целом квоты на добычу ВБР в Северном рыбопромысловом бассейне были освоены российскими рыбодобывающими судами на 60% от объема, определенного распоряжениями Правительства России. Основной причиной низкого освоения ресурсов является неупорядоченное распределение Росрыболовством квот между рыбопромысловыми предприятиями. В результате только в 2004–2005 гг. расчетные потери государственного бюджета страны составили около 40 млн. руб.
В ходе параллельной проверки изучался вопрос эффективности государственного контроля в сфере охраны ВБР, включая применение санкций за нарушение законодательства в области использования ВБР. Контрольное мероприятие, проведенное Счетной палатой РФ, показало, что имеются проблемы в осуществлении российской стороной контрольных и надзорных функций в районах регулирования СРНК. Российские органы, отвечающие за охрану рыбных запасов, не ведут постоянного визуального контроля за районами промысла. Недостаточен контроль и возможности контроля в водах за пределами ИЭЗ зоны России. Ужесточение контроля при внесении необходимых изменений и дополнений в российское законодательство может привести к увеличению доходов за счет взимания штрафов и компенсаций ущерба рыбным запасам.
На совместном заседании коллегий контрольных ведомств двух стран также отмечалось, что в 2004–2005 гг. контроль за деятельностью российских рыбохозяйственных организаций по всем направлениям деятельности осуществляли 30 контролирующих и надзорных организаций. Однако отсутствие в российском законодательстве меры принуждения и наказания за нарушения, совершенные российскими пользователями за пределами вод, находящихся под юрисдикцией России, затрудняет осуществление контроля за реализацией квот. Действующий порядок таможенного оформления не обеспечивает подтверждения законности вылова ВБР. До настоящего времени не решены вопросы контроля за выловом и вывозом в иностранные государства ВБР, а также вопросы налаживания их учета и информационного обмена между контролирующими органами.
По итогам заседания Коллегии Счетной палаты России и Управления Генерального аудитора Королевства Норвегия постановили утвердить Меморандум о результатах параллельной проверки. Помимо этого Сергей Степашин и Йорген Космо подписали Соглашение о сотрудничестве двух ведомств, предусматривающее обмен опытом в сфере совершенствования методологии государственного финансового контроля, сотрудничество в области профессионального обучения и повышения квалификации кадров, обмен информационно-справочными материалами.