Новые дискуссии вокруг дрифтерного лова
30 января в Росрыболовстве состоялось межведомственное совещание, главной темой которого стала судьба дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне России.
На заседание были приглашены члены Совета Федерации, представители Минсельхоза, МИД, Пограничной службы ФСБ России, органов власти Камчатского края и Сахалинской области, рыбохозяйственных институтов и рыбацкого сообщества. В рамках совещания обсуждались два варианта развития событий – возможность полного запрета дрифтерного промысла с 2016 г. (а именно такую законодательную инициативу поддерживают сенаторы Геннадий Горбунов и Борис Невзоров), и озвученные директором ВНИРО Михаилом Глубоковским предложения по изменению правил работы дрифтеров на Дальнем Востоке. Речь, в частности, идет о новых ограничениях по срокам и районам промысла, а также увеличении числа научных наблюдателей на судах.
С резкими возражениями против дальнейшего сокращения сроков промысла (в 2014 г. его начало отложили на месяц – с 1 мая на 1 июня, в этом году предложено повременить до 10 июня) выступила президент Ассоциации дрифтерных исследований Евгения Миронова. По ее словам, научных обоснований ни для закрытия районов промысла, ни для переноса даты его начала на более поздние числа не существует.
«Давайте не будем обманывать друг друга: то, что мы называем оптимизацией промысла путем сокращения сроков и районов, на самом деле никакая не оптимизация, а создание таких условий, при которых промысел становится нерентабельным и будет вынужден закрыться!» – заявила руководитель объединения.
Вопрос с присутствием научных сотрудников на судах, по мнению дрифтерщиков, также смахивает на профанацию. Исследования, проводимые с 1 мая, охватывали весь период миграций и позволяли науке давать краткосрочный прогноз для прибрежников. Начинать исследовательскую работу на полтора месяца позже, когда рыба уже пошла на нерест, бессмысленно.
Еще одна идея, высказанная Михаилом Глубоковским, привела в замешательство не только рыбаков, но и большинство экспертов – ВНИРО предложил увязать квоты для дрифтерных судов с прогнозом возможного вылова тихоокеанских лососей, который утверждается менее чем за полгода до начала путины. Какой процент от этих объемов можно освоить за счет дрифтера «безболезненно» для побережья, должна решать наука. Напомним, в настоящее время дрифтерный промысел лососей в ИЭЗ РФ регулируется через ОДУ. Непонятно, каким образом можно переиграть эту процедуру в рамках нынешнего законодательства.
Отвечая на вопрос Fishnews, заместитель руководителя Росрыболовства Василий Соколов уточнил: «Сейчас вылов лососей в исключительной экономической зоне регулируется совершенно по-иному, чем во внутренних водах и территориальном море. В экономзоне ОДУ лососей устанавливается с двухлетней заблаговременностью и не меняется в ходе промысла, а возможный вылов в «прибрежке» и внутренних водах мы принимаем менее чем за полгода до начала промысла и можем корректировать в течение всей путины в зависимости от подходов. У нас есть процедура прохождения экологической экспертизы материалов, обосновывающих ОДУ, которая жестко регламентирована. Я сомневаюсь, что ее можно ради этого как-то поменять. Поэтому пока я не понимаю, как реализовывать данную рекомендацию. ВНИРО предлагает создать рабочую группу, которая рассмотрит в том числе это предложение».
Позиции дальневосточных регионов на совещании оказалась диаметрально противоположными. Заместитель председателя правительства – министр рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицын высказался за приоритет интересов берегового промысла перед дрифтерным. Зампред правительства Сахалинской области Сергей Карепкин, напротив, отметил, что не видит оснований для введения дополнительных мер регулирования и предложил поручить рыбохозяйственной науке более глубоко изучить влияние дрифтерного промысла в ИЭЗ на естественный нерест тихоокеанских лососей по всем видам на территории Камчатки, Сахалина и Курил.
Полный текст читайте в рубрике «Крупным планом» на сайте Fishnews.