Новости

Особый диалог для особых зон

До 70% всех особых экономических зон, существующих сегодня в мире, не достигли успеха: по мнению участников ВЭФ, недостаточно иметь отработанную нормативно-правовую базу – в функционировании зон опережающего развития важнее понять ожидания бизнеса и наладить диалог с государством.

О том, как сделать Дальний Восток России более конкурентоспособным и процветающим, говорили в рамках Восточного экономического форума участники ключевой сессии, посвященной вопросам создания и функционирования инвестиционных зон в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Большинство стран АТР давно используют специальные режимы ведения предпринимательской деятельности, конкурируя в привлечении инвесторов в экспортно-ориентированные секторы. В последнее время ключевые экономики региона, в том числе Россию, выступили с новыми инициативами поддержки инвестиций и экспорта. Международная специализация и кооперация специальных зон несут дополнительные возможности для развития региона в целом.

Как сообщает корреспондент Fishnews, участники дискуссии на площадке ВЭФ не стали углубляться в презентацию российских территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток. Всех интересовал практический опыт создания и функционирования зон опережающего развития в разных странах.

Вместе с тем российскую модель реализации ОЭЗ, ТОРов иностранные эксперты в целом оценили положительно и назвали привлекательной. Особенно учитывая роль государства – создание специального министерства по развитию Дальнего Востока, которое, по словам заместителя председателя Правительства – полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева, «не имеет другой работы кроме как поддерживать инвестиционные проекты».

В то же время участники сессии высказали массу практических рекомендаций, которые помогли бы сделать деятельность государства в этом направлении более эффективной, а, возможно, и уберегли бы от характерных ошибок, с которыми столкнулись другие страны.

Как отметил Охаси Ивао, советник по Японии и странам АТР в Ассоциации индустриальных парков, для иностранных инвесторов удобно, чтобы Россия оставалась «эффективным транспортным коридором для импорта сырьевых ресурсов», но это не соответствует национальным интересам самого государства. А поэтому «важно подготовить эффективные платформы для создания добавленной стоимости внутри России».

Охаси Ивао согласился с другими спикерами, высказавшимися в пользу улучшения инвестиционного климата в России для привлечения иностранных инвестиций. «Важно очень внимательно изучить опыт Аляски по привлечению японских инвестиций, например, в рыбной промышленности», - привел пример удачной деятельности в этом направлении японский эксперт.

Другим важным шагом должно быть создание привлекательной инфраструктуры: «Рынок Дальнего Востока вовсе не маленький – нужно просто «открыть дверь». Для этого с самого начала нужно пригласить иностранных экспертов и совместно развивать инфраструктуру и затем привлекать резидентов этих территорий», - высказал мнение Охаси Ивао.

На первый план при создании ТОР, свободного порта и работы на этих площадках важно ставить инвесторов и лишь на второй – «законодательные особенности и бюрократию», поделился мнением Сынг Донг Ким, президент южнокорейской компании LS Networks, обладающей богатым опытом в создании индустриальных парков и судостроительных кластеров. Изучив российский закон о создании территорий опережающего развития, его компания посчитала это направление перспективным. «Правительство РФ сегодня предпринимает шаги по воскрешению российского судостроения. Корея территориально близка к российскому Дальнему Востоку и имеет много развитых судостроительных компаний. Если мы создадим в регионе кластер, то могли бы стать стратегическим партнером России в этом направлении», - отметил зарубежный участник.

Вместе с тем, как отметили участники дискуссии, наравне с успешным мировым опытом создания особых зон важно учитывать и ошибки. Так, по словам представителя Агентства привлечения инвестиций и поддержки экспорта Фландрии (Бельгия) Марка Ван Гастела, одних только особых экономических зон во всем мире на сегодняшний день существует около 4 000, но 60-70% из них не достигли никакого успеха. По его словам, недостаточно иметь отработанную нормативно-правовую базу. «Интерес и активное участие государства в деле создания и функционирования ОЭЗ очень важны, но еще важнее понять, что именно ожидает бизнес от участия, организовать диалог с государством и разъяснять каждой отдельно взятой компании доступные ей привилегии в деталях», – сделал вывод европейский эксперт.

«Институт территорий опережающего развития – это институт глубокого экономического развития. Во многих странах пытаются создавать такие зоны и, как мы видим, такой большой процент неуспешности. Поэтому так полезно каждый год сверять свой опыт, можно и в рамках Восточных экономических форумов. И не стесняться признавать свое отставание – нельзя бояться в глобальной конкуренции глубоко понимать, в чем мы проигрываем и как это устранить», - высказал позицию по актуальному вопросу глава Минвостокразвития Александр Галушка.

Fishnews

НазадМетки: владивостокдальний востоккластеркореяправительствосудостроениеяпония
Поиск по дате / Календарь новостей
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28
  • 29
  • 30