Драйвером развития Севморпути видят контейнерные перевозки
Взрывное развитие Северного морского пути могут дать транспортировки контейнерных грузов между Юго-Восточной Азией и Европой, считает заместитель главы Минвостокразвития Сергей Качаев.
В Мурманске состоялось первое в году заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. Его провел заместитель председателя Правительства РФ Дмитрий Рогозин. В совещании приняли участие главы арктических регионов, представители федеральных органов исполнительной власти, бизнеса и научных организаций. Они обсудили проект новой редакции госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны, перспективы формирования единой транспортной инфраструктуры и обеспечения Арктики транспортными средствами, а также итоги северного завоза в 2015 г.
Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Сергей Качаев рассказал о разработке финансово-экономической модели развития Северного морского пути в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения. Напомним, соответствующее поручение дал министерству президент Владимир Путин по итогам Восточного экономического форума, срок исполнения - 1 июля 2016 г. К работе привлечен Аналитический центр при Правительстве РФ.
Как сообщили Fishnews в пресс-службе Минвостокразвития, уже произведены базовый анализ макроэкономических предпосылок развития Севморпути и анализ грузопотоков на маршрутах Европа – Азия и Европа – западное побережье Северной Америки.
Сергей Качаев отметил, что при формировании модели СМП учитываются три основных фактора. Во-первых, в качестве драйверов роста грузооборота рассматриваются два типа перевозок: экспорт продукции сырьевых проектов в арктической зоне и транзитные перевозки грузов между портами Европы и Азии, в том числе – контейнерных грузов. Замминистра считает, что именно контейнерные перевозки между Юго-Восточной Азией и Европой могут обеспечить принципиально новое качество для транспортной артерии, взрывное развитие СМП.
Второй фактор – обязательный учет мнений российского и международного бизнеса. «Крупные российские и международные судовладельцы, грузоотправители должны увидеть в лице государства заинтересованного партнера и с помощью модели оценить все преимущества и риски развития своего бизнеса на Северном морском пути. При реализации такого подхода СМП может стать реально глобальным и конкурентоспособным транспортным коридором», – подчеркнул Сергей Качаев.
Третьим необходимым фактором названа связь финансово-экономической модели Севморпути с его новыми экономическими инструментами и возможностями Дальнего Востока – территориями опережающего развития и свободным портом Владивосток. Сергей Качаев подчеркнул, что в Правительство внесен законопроект, в соответствии с которым будут созданы свободные порты Камчатка, Хабаровск, Сахалин и Чукотка. Эффект для СМП может заключаться в создании экспортно ориентированных производств и логистических хабов на территории свободных портов, отметил замминистра. Он обратил внимание, что строительство логистического хаба, ориентированного на грузоперевозки по Северному морскому пути, предусматривается и в рамках созданной ТОР «Камчатка» – на базе порта Петропавловска-Камчатского.
«Все инструменты вместе – ТОРы, свободные порты, инвестиции Фонда развития Дальнего Востока, инфраструктурная господдержка инвестпроектов – формируют повышенный и динамичный инвестиционный спрос на реализацию проектов на Дальнем Востоке. Новая экономика Дальнего Востока – новые заводы, предприятия, инфраструктура – безусловно должна быть отражена в финансово-экономической модели развития Северного морского пути», – подчеркнул Сергей Качаев.
Fishnews