Алексей Шунькин: Капитан отвечает за все, что происходит на борту
В промысловом рейсе на первом месте, конечно, стоят безопасность мореплавания, ценность человеческой жизни, отмечает капитан-директор траулера ПБТФ «Капитан Демидюк» Алексей Шунькин.
За свою долгую историю Преображенская база тралового флота взрастила немало специалистов. Те, кто прошел испытания морской стихии и рыбацкого труда, теперь ведут компанию за собой. Так, капитан-директор траулера «Капитан Демидюк» Алексей Шунькин работает в ПБТФ с 1991 г.
На Дальний Восток он приехал из Крыма, в компании начинал матросом-обработчиком. «Спустя год решил поступить в находкинское ДМУ на судоводителя, а уже потом получил высшее образование в Дальрыбвтузе. Обучение оплачивало предприятие. Все это время работал на флоте: третий помощник, старпом, капитан СТР «Седанка», был период работы на других среднетоннажных и крупнотоннажных судах, а в 2014 году возглавил экипаж РКТ-С «Капитан Демидюк»», - рассказал Алексей Шунькин в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства».
По его словам, в первый раз в рейсе интересно все, но для тех, кто 20 лет отработал в море, это уже обыденность. На судне все дни одинаковые: 8-12 месяцев рыбак оторван от берега, дома, семьи и ничего не видит, кроме моря и рыбы. «Говорят, что шахтерская профессия тяжелая, но не стоит забывать, как нелегок труд моряков, - отметил капитан. - Только один пример. Я пошел в море, сын – в школу. Я 11 лет работал из рейса в рейс, сын за это время получил аттестат. А я и не успел заметить, как он вырос».
«Капитан Демидюк» и в этом году, и в прошлом становился одним из лидеров промысла ПБТФ. По словам капитана, в 2016 г. судно выловило около 25,5 тыс. тонн. «Это хороший результат, хотя обстановка на промысле была довольно сложная: штормов почти не было, и север покрылся ледовыми полями», - обратил внимание собеседник «Fishnews – Новости рыболовства».
Он рассказал, что если рыбацкий коллектив успешно справляется с плановыми заданиями по добыче и выпуску продукции, то по решению балансовой комиссии, которая проводится по завершении рейса, моряки могут получить премию в размере до 20% от заработной платы.
Кроме того, несколько лет назад на предприятии возродили практику промысловых соревнований между экипажами крупнотоннажных траулеров. Кто в месяц выловил больше всех, тому компания выплачивает 100 тыс. рублей. За второе место – 70 тыс., третье – 50 тыс. Сумма выделяется на судно, и на эти деньги экипаж может приобрести все, что считает нужным. Например, спортивный инвентарь или бытовую технику, в дополнение к той, что закупает администрация предприятия.
Однако свободного времени у рыбаков не так уж и много. «В основном после работы мы успеваем помыться, поесть и выспаться, - констатировал капитан. - Хотя, конечно, на траулере есть кают-компания, библиотека, подборка фильмов. Установлено спутниковое телевидение, которое проведено во все каюты и транслирует 11 каналов. Оборудовали мы у себя на «Демидюке» и небольшой спортзал, где ребята занимаются после смены».
Траулер обычно ходит на северо-восток, в Охотское и Берингово моря. «По рассказам старых капитанов, в 1960-70-х годах рыбаки не поднимались дальше 54-го градуса. Сейчас мы работаем на 58-59-м градусе – на самом Севере, в заливе Шелихова», - отметил Алексей Шунькин.
Избежать проблем судну удается не всегда: к весне мощный лед начинает сильно двигаться, иногда приходится и снасти выбирать во льду. «Рвешь тралы, потом их чинишь. И здесь главное – сделать так, чтобы цех не стоял без рыбы, - обратил внимание капитан. - Если цех работает – значит, люди зарабатывают деньги. - А иначе зачем мы все вышли в море?»
Нередко случаются и штормы. «И тут ничего не поделаешь, лучше уйти под берег, пока стихия не пройдет, а потом вернуться назад. В плохую погоду все равно невозможно рыбачить: больше среднего хода ты уже носом волны штурмуешь. Да и безопасность мореплавания, ценность человеческой жизни, конечно же, стоят на первом месте, - подчеркнул Алексей Шунькин. - Ничем не оправдается твой вылов, если нанесен ущерб здоровью членов экипажа».
«Когда ты становишься капитаном, то уже должен сам принимать решения и отвечать за все, что происходит на судне. За жизнь и здоровье каждого члена экипажа, за состояние траулера, за груз на его борту и за то, почему вдруг рыбалка стала хуже», - отметил собеседник «Fishnews – Новости рыболовства».
Полный текст читайте в разделе «Интервью» на сайте Fishnews.