Механизм квотирования должен стимулировать создание рыболовного флота
Порядок определения объема уловов и их квотирования нуждается в серьезных измерениях, заявил Президент России Владимир Путин, открывая в Астрахани заседание президиума Государственного совета, посвященное вопросам эффективного управления рыбохозяйственным комплексом страны. Существующая процедура ограничивает возможности оперативного регулирования промысла, тем самым порождая незаконный вылов и коррупцию.
В настоящее время квоты законодательно устанавливаются для всех 250 видов добываемых водных биоресурсов. При этом действительно высокий уровень освоения имеют не более 50 объектов рыболовства. Только официальный недолов составляет около 1,5 млн. тонн. Ситуацию серьезно осложняет и несовершенство механизма закрепления доли на вылов рыбы за приморскими регионами, экономика которых традиционно опирается на рыбную промышленность. В итоге экономика страны теряет и сырьевую базу, и налоговые платежи, подчеркнул Владимир Путин. Сдерживает развитие рыбохозяйственного комплекса и “поддерживает” неудовлетворительное состояние рыбопромыслового флота, пополнение которого продолжает осуществляться за счет устаревших физически и морально иностранных судов.
Президент напомнил участникам заседания, что целью существующего порядка распределения и закрепления квот было создание рыбохозяйственным предприятиям благоприятных условий для получения долгосрочных кредитов. Закрепление квот на длительный период времени должно было гарантировать банкам будущую кредитоспособность рыбаков. Однако, по словам руководителя Росрыболовства Андрея Крайнего, сегодня среди рыбодобывающих предприятий распространена практика аренды судов без экипажа – на покупку нового у компаний просто нет средств. Активов не хватает, а кредиты брать не подо что. Стоимость современного судна составляет от 15 до 30 млн. долларов.
Глава Федерального агентства по рыболовству отметил, что 31 декабря 2008 г. заканчивается действие предыдущих 5-летних квот, и предложил закреплять долю вылова организациям на более длительный срок, например, на 10 лет, чтобы постройка нового судна могла окупиться. Он посетовал на слабый отклик со стороны кредитных учреждений в связи с повышенными рисками. Единственный банк, с которым в настоящий момент готовится Соглашение, это Россельхозбанк, который готов выделить 50 млрд. рублей, в том числе и на постройку флота.
Еще одной проблемой является наличие массы компаний – «рантье», которые не имеют своего флота и занимаются перепродажей выделенных им квот другим лицам. Естественно, подобные фирмы не заинтересованы в каком-либо развитии рыбопромыслового флота, зато всячески приветствуют длительное закрепление квот. Как пояснил Андрей Крайний, для борьбы с таким «серым» рынком необходимо в первую очередь разработать механизм изъятия квот и четко прописать случаи, когда его можно задействовать. В будущем планируется выделять квоту не целиком предприятию, а под конкретное судно, находящееся в собственности владельца.
С точки зрения губернатора Калининградской области Георгия Бооса, помимо уменьшения перечня видов рыб, по которым устанавливается ОДУ, целесообразно было бы пойти по пути разделения всех квот на три составляющих: долгосрочные, среднесрочные и текущие. Долгосрочные квоты, например, сроком на 10 лет, можно выделять компании под постройку судна, чтобы ее окупить. Квоты на среднесрочный период – 3–5 лет – могут стать механизмом увеличения производительности, в случае, постоянного развития компания. И текущими квотами на 1–2 года субъект федерации мог бы распоряжаться, оперативно реагируя на меняющиеся природные либо экономические условия и, тем самым, позволяя рыбохозяйственному комплексу развиваться интенсивно.
С текстом полного стенографического отчета о заседании можно ознакомиться в рубрике «События» на сайте Fishnews.ru.