Какие перспективы у MSC в России
Сертификация в российских реалиях проходит этапы естественной эволюции. Сегодня ею занимаются уже не для имиджа, а ради реальной прибыли за счет премии в цене, доступа к рынку, увеличения стоимости бизнеса, отмечает директор по стратегическому развитию ООО «Морская сертификация» Павел Трушевский.
Все крупные промыслы в России сегодня либо уже сертифицированы, либо находятся в процессе сертификации. Единственный путь дальнейшего развития системы – это сертификация малого и среднего бизнеса, рассказал в интервью журналу «Fishnews – Новости рыболовства» представитель первой российской организации, получившей право выполнять оценку рыбных промыслов по системе MSC.
При этом в нашей стране, к примеру, вообще нет сертификации аквакультуры (ASC). «Вероятно, это связано с тем, что эта отрасль плохо развита в России и, насколько я понимаю, аквафермы не имеют проблем со сбытом, поэтому дополнительные конкурентные преимущества им не нужны, – полагает Павел Трушевский. – То есть единственным двигателем сертификации является рынок».
В то же время в РФ наблюдается резкий рост интереса к MSC-сертификации пресноводных промыслов. «Буквально месяц назад выдали еще один «пресноводный» сертификат (промыслу судака и окуня на эстонской стороне Чудского озера), а сейчас закончили «полевую», то есть основную, оценку другого промысла уже на российской стороне озера. В согласованных планах на следующий год – сертификация промысла окуня на Усть-Илимском водохранилище. Скорее всего, кто-то еще на нас выйдет из “пресноводников”», – поделился информацией директор по стратегическому развитию ООО «Морская сертификация».
По словам Павла Трушевского, то, что происходит сегодня в России с MSC-сертификацией, – это естественный процесс эволюции системы. Сертификацией занимаются уже не для имиджа, а ради реальной прибыли за счет премии в цене, доступа к рынку, увеличения стоимости бизнеса (например, при подготовке к IPO). «Какое-то время она (MSC-сертификация – прим. ред.) развивалась исключительно за счет больших промыслов. Но сейчас она подошла к тому, что стала расти за счет малого и среднего бизнеса», – пояснил собеседник издания.
Что касается озвученной ранее идеи создания российской национальной системы сертификации, то, по мнению Павла Трушевского, прежде нужно определиться с целью: «В свое время MSC и ей подобные сертификации развивались для того, чтобы у конечного потребителя в магазине или ресторане было понимание, что, выбирая продукт с экомаркировкой, он, помимо качественных характеристик, поддерживает и другие содержательные характеристики продукта – экологические, социальные, культурные и т.д. А в России? Задайте себе вопрос: готов ли наш российский потребитель осознанно переплачивать за наличие экомаркировки на морепродуктах?».
Вместе с тем, полагает он, добровольная российская национальная система сертификации могла бы иметь смысл, если перед ней была бы поставлена более узкая, конкретная задача. «Например, обеспечение прослеживаемости, то есть российская сертификация гарантировала бы покупателям, что готовый продукт на их столе имеет абсолютно легальное происхождение. Но тогда нужно называть все своими именами. Что мы хотим создать – систему прослеживаемости или систему добровольной экологической сертификации. Это просто разные вещи», – высказал мнение Павел Трушевский.
Особенности у сертификации в нашей стране есть и в плане стоимости. «Что касается России, то когда мы полтора года назад получили международную аккредитацию, то сразу сделали минус 20-25% к той текущей стоимости сертификации американских, английских и норвежских коллег, – отметил представитель компании «Морская сертификация». – Что касается других стран – то в каждой стране все по-разному. Допустим, в Китае MSC и ASC стоит намного дешевле, чем в России. Так традиционно сложилось. Однако замечу, что в Китае почти нет сертификации промыслов, там сертифицируются только цепочки поставок рыбы и морепродуктов от рыбоперерабатывающего цеха до покупателя. А в развитых странах сейчас стоимость сертификации (по крайней мере, сертификации промыслов) близка к российской или выше, чем в России».
Однако существуют способы управления себестоимостью процесса сертификации, в работе по ее снижению могут принимать участие и сами клиенты, добавил Павел Трушевский.
Текст полностью читайте в рубрике «Интервью» на сайте Fishnews.