СРНК установила ОДУ для Баренцева моря
Общие допустимые уловы водных биоресурсов, управление которыми осуществляется Россией и Норвегией, а также меры регулирования, контроля и сохранения запасов обсуждались в рамках 36-й сессии Совместной российско-норвежской комиссии (СРНК) по рыболовству, которая состоялась на прошлой неделе в Санкт-Петербурге. Об итогах переговоров шла речь на пресс-конференции в Мурманске.
Как рассказал корреспонденту РИА Fishnews.ru исполняющий обязанности руководителя департамента по рыболовству Мурманской области Вадим Соколов, сессия проходила в деловой обстановке. Никаких эксцессов, сопровождавших эти переговоры в последние годы, не было, как не было и проблем с российскими судами в зоне Шпицбергена. По словам чиновника, «на сессии пристально рассматривались вопросы по контролю рыболовства, достигнуто много новых договоренностей. Все участники сессии подтверждают, что незаконный, несообщаемый, нерегулируемый промысел (ННН-промысел) резко сократился, и теперь мы можем подсчитывать ОДУ цивилизованно, с определенным процентом вероятности».
– Общий допустимый улов трески сохранен на уровне 2007 г., – продолжает Вадим Соколов. – ОДУ по треске – 429 тыс. тонн, ОДУ по пикше превысил прошлогодний уровень почти на 4 тыс. тонн. Стороны остались удовлетворенными тем обстоятельством, что тресковое стадо сохранено. И я надеюсь, что в будущем ОДУ начнет увеличиваться. Во всяком случае, точка зрения норвежцев остается прежней – стремиться к тому, чтобы запасы трески росли, и ОДУ составлял 500 тыс. тонн. По мойве, окуню и палтусу ничего не изменилось. Договорились прямой промысел этих видов рыб в следующем году также не вести, разрешен только вылов в научных целях. По прилову меры регулирования также остались прежними: по окуню – 15% прилова, как в трале, так и при выгрузке, по палтусу – 12% при каждом тралении и 7% при выгрузке.
– Прежде чем открыть промысел палтуса, мы с Норвегией должны решить вопрос о едином ключе, с которым нужно подходить к распределению промыслового запаса, – поясняет и.о. руководителя департамента рыболовства. – У нас ключ свой, у них – свой. Вопрос сложный. Известно, что с 1992 г. Россия прямой промысел палтуса не ведет, а Норвегия ведет исторически сложившийся ограниченный прибрежный промысел. У нас в прибрежной зоне палтуса нет. И какие критерии в этой ситуации выбирать, как договариваться?.. Но без этой договоренности мы не сможем разделить ресурсы и начать промысел.
Что касается сайды, то меры регулирования несколько изменились. На 2007 г. России было выделено 15 тыс. тонн сайды, причем исключительно в качестве прилова. При промысле трески в норвежской экономической зоне прилов сайды по правилам не может превышать 49% (прилов при промысле сельди – 5%). Однако сайда в тралах россиян часто зашкаливала за разрешенную отметку. В результате следовали аресты российских судов. Этот вопрос еще за полгода до СРНК удалось устно урегулировать рыболовным ведомствам двух стран, и приловы сайды перестали быть мотивом претензий норвежцев. Согласно решениям СРНК, на 2008 г. эти же 15 тыс. тонн сайды разделены на 10 тыс. тонн прилова и 5 тыс. тонн прямого промысла. Это облегчает для россиян промысел рыбы в норвежской экономической зоне.
Принимавший участие в пресс-конференции заместитель директора ПИНРО по науке Юрий Лепесевич добавил: «По мойве уже в этом году были определенные предпосылки к тому, чтобы открывать промысел, но существует рекомендация ИКЕС сохранить мораторий. Динамика запасов такова, что уже сейчас с огромной долей вероятности можно говорить о том, что в 2009 г. промысел мойвы будет открыт».
Он также сообщил, что, согласно оценкам ИКЕС, рекомендованное ОДУ по треске на 2008 г. должно было составить не более 409 тыс. тонн. Рабочая группа ИКЕС собиралась в апреле, а 1 мая 2007 г. в Мурманске был введен так называемый порт-контроль, то есть целый комплекс мер, следствием которых явилось значительное снижение объемов неучтенного вылова. Это привело к тому, что оценка неучтенного вылова ИКЕС в текущем году была завышенной. На первом же пленарном заседании СРНК российские ученые представили дополнительные расчеты, с другими оценками неучтенного вылова, теми, которыми ИКЕС не располагал в апреле 2007 г. Главы делегаций приняли во внимание расчеты россиян. Это дало основание соблюсти трехлетние правила управления запасом и, в сущности, по духу выполнив рекомендации ИКЕС, установить более высокий уровень ОДУ – на 20 тыс. тонн больше.
«Похожая ситуация была по пикше, – отметил ученый. – Рекомендация ИКЕС такова: не превышать уровень ОДУ на 2008 г. в 130 тыс. тонн. Но опять-таки российские ученые представили доказательства, что запас в хорошем состоянии, нерестовый запас растет. И поэтому стороны согласились с тем, что в разовом порядке возможно установить на 2008 г. ОДУ в 155 тыс. тонн». Оценивая общие результаты сессии СРНК, Юрий Лепесевич считает, что «минус мы имеем только по путассу. Квота путассу в норвежской зоне для российских рыбаков снижена более чем на 10 тыс. тонн, и это связано с общим уменьшением запаса и, соответственно, ОДУ на всей акватории распределения этого объекта. И это решение было ожидаемым».