Первые итоги морской практики
Море не для неженок. Вот уже несколько суток сильная бортовая качка не дает покоя ни курсантам, ни основному экипажу «Паллады». В таких, далеких от домашнего комфорта условиях в минувшие выходные сдавали первые экзамены и зачеты на допуск к работе с парусами молодые участники кругосветки – курсанты Дальрыбвтуза, ТОВМИ, Дальневосточного мореходного училища и юнгам Молодежной Морской Лиги из Костромы.
Качка не прекращалась круглые сутки. Вроде бы все давно закреплено, увязано, принайтовано, а, поди ж – то тут, то там что-то вдруг загремит, покатится, упадет. И если днем это не так заметно, то по ночам… А если к этому присовокупить ощущение, что стоит только лечь, как шконка словно оживает, так и норовя выскользнуть из-под тебя, скинуть на палубу, как бы ты ни к переборкам ни прижимался. Не сон, а сплошные мучения. Вот в таких, весьма далеких от домашнего комфорта условиях и пришлось в минувшие выходные сдавать первые экзамены и зачеты на допуск к работе с парусами молодым участникам кругосветки – курсантам Дальрыбвтуза, ТОВМИ, Дальневосточного мореходного училища и юнгам Молодежной Морской Лиги из Костромы.
Если запомнить названия и расположение всех 26 парусов фрегата особой сложности не представляет, то со снастями – брасами, гитовыми, горденями – гораздо сложнее. А уж знать их расположение на кофель-нагельных планках, какая снасть к какому парусу ведет – это, на взгляд «сухопутного» человека, вовсе из области фантастики. Тем не менее, будущие моряки рыбопромыслового и военно-морского флотов России справились с нелегкой задачей если и не блестяще, то весьма и весьма достойно. Как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Дальрыбвтуза, 22 курсанта сдали экзамены и зачеты только на «отлично». Еще 39 ребят получили общую оценку «отлично» (с одной «четверкой»), отрапортовал руководству кругосветки старший помощник капитана по учебной работе Владимир Раменский.
Ну а то, что допуск к работе с парусным вооружением – не фикция, а жизненная необходимость – курсанты воочию убедились во время воскресного парусного аврала. В 16 часов 35 минут на вахте четвертого помощника капитана Романа Морозова под порывом ветра, не выдержав напора, лопнула ноковая скоба шкота нижнего марселя грот-мачты, «заполоскав» правый угол паруса. Ситуация, в общем-то, далеко не критическая, даже, по мнению капитана, «штатная». Паруса в критический момент должны рваться, скобы – вылетать. Иначе – быть беде. Эта простая для каждого моряка-парусника истина, мало известна многочисленным любителям романтики и приключений, привыкшим наблюдать корабли с берега. Но одно дело – исправлять ситуацию в спокойном, «штатном» режиме, и совсем другое – при скорости судна в 9–10 узлов и крене в 25–30 градусов. Что, с присущим морским волкам хладнокровием и сноровкой, проделали старший матрос Захар Новоселов и матрос первого класса Владимир Храмченко, быстро и, главное, надежно закрепив к ноку реи новую скобу.
Высокий профессионализм работы матросов грот-мачты, действий курсантов Владивостокского морского рыбопромышленного колледжа (ребята уже выходили на паруснике в море и имеют допуск к работе с парусами), помогавших своим инструкторам-наставникам укатать полоскавшийся на ветру марсель, оценили старший помощник капитана Дмитрий Тесленко, в чьем ведении и подчинении находится вся деятельность палубной команды, и капитан «Паллады» Николай Зорченко. Остался доволен работой подопечных и старший боцман фрегата Юрий Сидоров.
Тем временем судно достигло филиппинского острова Лусон, закрывшего парусник от северо-восточного ветра. Качка постепенно начала стихать. Но работа, вахта и учеба продолжаются. Продолжается и кругосветное плавание фрегата «Паллада», который должен подойти к рейду порта Манила 15-го ноября.