Как обезопасить морские пути?
Вопросы обеспечения безопасности морской деятельности, проект создания единой системы информационного обеспечения морского транспорта, а также сложные моменты, возникающие при реализации государственной политики в данной области, были рассмотрены на заседании Морской коллегии при Правительстве РФ, прошедшем 19 декабря в Москве под председательством первого вице-премьера Сергея Иванова.
Подводя итоги работы коллегии за год, первый заместитель Председателя Правительства РФ отметил усиление деятельности Морской коллегии в региональном измерении. При этом основное внимание уделялось вопросам комплексного развития приморских территорий, их транспортной инфраструктуры, а также совершенствованию механизма взаимодействия госструктур и коммерческих организаций. В течение года был принят ряд законопроектов, обеспечивших наведение порядка в морской деятельности.
Помимо этого, как сообщили РИА Fishnews.ru в пресс-службе Правительства РФ, была одобрена стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 г., развернута работа по формированию ОАО «Объединенная судостроительная корпорация». Сформирован консолидированный банк инвестиционных проектов, которые могут выполняться в рамках государственно-частного партнерства, в том числе в особых экономических зонах портового типа. «Таких проектов поступило уже более ста», – отметил Сергей Иванов.
По мнению первого вице-премьера, в настоящее время принятие взвешенных и оперативных решений в области морской деятельности на всех уровнях невозможно без надежного информационного обеспечения. «Особую актуальность сегодня приобрели вопросы формирования и использования полных баз данных, комплексно отражающих морскую деятельность, – сказал он. – Без них просто невозможно обеспечить информационное межведомственное взаимодействие органов государственной власти в этой сфере».
Кроме того, Сергей Иванов призвал в ближайшее время запустить в действие систему страхования морской деятельности по аналогии с той, которая уже действует на авиаперевозках. «Мы навели порядок в системе страхования авиаперевозок в уходящем году, пора заняться тем же самым и в морской деятельности – создать эффективное страхование перевозимых грузов, жизни пассажиров и моряков», – заявил первый вице-премьер.
В свою очередь министр транспорта Игорь Левитин согласился с тем, что вопрос разработки механизма компенсации возможного ущерба окружающей морской среде при транспортировке нефти морем приобретает все большую актуальность. Минтранс считает целесообразным создание в России специального национального фонда с учетом иностранного опыта в данной области. «В этой связи министерство планирует начать разработку проекта федерального закона о защите морей Российской Федерации от нефтяного загрязнения», – отметил министр.
Также было отмечено, что ликвидация разливов нефти с судов и других объектов возложена на Минтранс, а для выполнения таких работ в системе Росморречфлота создан ФГУП «Госморспасслужба России». В то же время Сергей Иванов выразил обеспокоенность состоянием производственной базы Госморспасслужбы, суда и оборудование которой, по его словам, изношены, а оснащенность оборудования для ликвидации разлива нефти составляет всего 39%.
На заседании была озвучена информация и о мерах, предпринятых Правительством РФ, Минтрансом и Росморречфлотом по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся в Керченском проливе 11 ноября 2007 г. «Причины, приведшие к трагедии, будут определены по итогам работы Межведомственной комиссии, – сказал в своем выступлении министр транспорта. – Однако уже сейчас можно констатировать, что нам необходимо в ближайшее время обратить самое серьезное внимание на совершенствование системы обеспечения безопасности мореплавания, особенно в части судов «река-море» плавания». По его словам, требует анализа и соответствующих корректирующих мер система государственного портового контроля, система выпуска судов в море, система мониторинга за движением российских судов, как в море, так и на внутренних водных путях. Очевидно, требует радикального пересмотра надзорная деятельность в области морского и речного транспорта.