Темная история с черной икрой
Экологи вновь обратились к вопросу о законности продаж черной икры на российском внутреннем рынке. Сейчас квота на вылов осетровых в Каспийском бассейне установлена лишь для нужд науки и искусственного воспроизводства. Из-за этого, по мнению представителей WWF, сложилась юридически невнятная ситуация, оставляющая лазейки для торговли браконьерской черной икрой.
В августе 2007 г. в связи с вступлением в силу поправок к Федеральному закону «О животном мире» было введено обязательное уничтожение конфискованной черной икры. Однако какого-либо нормативного документа, вводящего полный запрет на продажу деликатесного продукта, не последовало. «Таким образом, сложилась юридически невнятная ситуация, оставляющая лазейки для торговли браконьерской черной икрой, – говорит Алексей Вайсман, координатор программы WWF\TRAFFIC. – Теоретически остается возможность продавать икру с рыборазводных заводов и якобы оставшуюся от научной квоты, а поэтому браконьерская икра оформляется соответствующим образом, и проверить подлинность этих документов очень непросто».
Вся российская квота на вылов осетровых в Каспийском бассейне на 2008 г. была установлена только для нужд искусственного разведения и науки. Как сообщили РИА Fishenws.ru в российском отделении WWF, было разрешено поймать русского осетра – 140 тонн, севрюги – 25 тонн, белуги – 18 тонн. Если учесть, что вес икры в среднем составляет 10% от общего улова, из этой квоты на науку и разведение можно получить 14 тонн икры русского осетра, 2,5 тонн икры севрюги и 1,8 тонн белуги. Эти квоты целиком основаны на планах рыборазводных заводов по выпуску молоди осетровых, а также на официальных данных о реальных возможностях этих заводов. Таким образом, никакого «отхода» икры на заводах и «сброса» этого продукта в коммерцию быть не должно.
Что же касается рыборазводных заводов, в России есть лишь 2 завода, начавших товарное производство икры. Это рыборазводный завод «Кадуй» в Вологодской области, выпустивший около 3 тонн икры, и ООО «Раскат» в Астраханской области. Есть еще несколько небольших рыборазводных хозяйств, которые помимо своей основной деятельности экспериментируют с производством икры в аквакультуре, но их производство пока ограничено лишь несколькими десятками килограммов в год.
В общей сложности за 2007 г. заводы произвели, согласно оценке специалистов, не более 4 тонн товарной икры. К тому же на заводе «Кадуй» разводят лишь сибирского осетра, а также гибрид русского и сибирского осетров. Другие хозяйства выращивают еще и гибрид белуги и стерляди. «Так что никакой осетровой (т.е. русского осетра), белужьей, севрюжьей икры «из разведения» или «с рыборазводного завода» на сегодняшний день быть не может, – констатирует Алексей Вайсман. – Поэтому если на баночке с икрой написано, что эта икра белуги или русского осетра, и что эта икра из разведения, то можете быть уверены, либо икра браконьерская, либо содержимое банки не соответствует написанному на ней».
Таким образом, для разъяснения сложившейся двусмысленной ситуации и пресечения браконьерства WWF России призывает Государственную Думу как можно скорее принять специализированный закон, регулирующий оборот осетровых и изготавливаемой из них продукции. В качестве первоочередной меры WWF считает необходимым запретить реализацию черной икры, остающейся по каким-либо причинам не использованной на рыборазводных заводах, а также остающейся после проведения научных исследований. WWF также поддерживает предложение Госкомрыболовства ввести мораторий на вылов осетровых во всех Прикаспийских странах (предварительное согласие уже получено от Азербайджана и Казахстана, близка к согласию и Туркмения).