На дне Балтики океанологи обнаружили новые залежи химического оружия
Сотни тысяч тонн немецких снарядов с ядовитой начинкой захоронены в территориальных водах Дании, Швеции и Латвии.
Научно-исследовательское судно «Шельф» в течение месяца находилось в районе затопления немецких кораблей с химическим оружием. Трофейные суда, перешедшие к СССР решением Потсдамской конференции, были пущены на дно. На тот момент это был самый оптимальный способ хранения. Как передает «ТВ-Центр», в трюмах злополучных судов находится более 300 тыс. тонн снарядов, начиненных отравляющими веществами. Пролив Скагеррак и Борнхольмская впадина до сих пор считаются самой опасной морской свалкой мира. Российские ученые давно обследуют этот район Балтики. На этот раз к экспедиции подключились и коллеги из европейских стран.
Как сообщил Игорь Комаров, капитан научно-исследовательского судна «Шельф», «бывшие глупости, те, которые наделало человечество 60 лет назад, теперь выплывают. И надо совместно выяснять это и постараться поставить какие-то заграждения». По мнению ученых, главную опасность представляет постепенное выделение химических реагентов в морскую среду. К примеру, иприт чрезвычайно долго сохраняет свои свойства и медленно подвергается разложению в воде. Ученые не исключают, что газ при попадании в живой организм способен нарушить генетический код. Возможно, с этим связано и то, что в рыбацкие сети попадается рыба с неестественным цветом чешуи.
По словам Вадима Пака, руководителя экологической экспедиции, «ничего хорошего для экосистемы от наличия постоянного фактора, который негативно воздействует на нее, тоже ожидать не следует. Потому что это приведет к сдвигу в отношении элементов биосистемы».
Пока не ясно, что делать с затопленными химическими снарядами. Их поднятие может привести к непредсказуемым последствиям. Балтика скрывает еще немало оружия. В акватории порта Пионерский планируют разминирование баржи с фугасными снарядами. По мнению ученых, такая находка далеко не последняя. Поиски нужно продолжать еще и для того, чтобы убедиться в безопасности строительства Северо-Европейского газопровода по дну моря, который способен принести многомиллионные инвестиции.
Как сообщалось ранее, в Балтийское море вышло 2 научно-исследовательских судна: «Академик Келдыш» и «АтлантНиро». В очередной экспедиции ученым предстоит обследовать район прокладки Северного газопровода. В ближайшее время они дадут ответ, насколько безопасен столь масштабный проект для экологии Балтики.