Десятки тысяч тонн рыбы «на свалку»
Защитники дикой природы высказали опасения в связи с одобрением Госдумой поправок в закон о рыболовстве, которые обязывают ученых уничтожать все биологические ресурсы, добытые при осуществлении рыболовства в исследовательских и контрольных целях.
Согласно поправкам в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», одобренным Государственной Думой и Советом Федерации в конце ноября, рыба и другие водные биологические ресурсы, выловленные для проведения научных и контрольных работ, подлежат возвращению в среду их обитания. Если же вернуть в среду обитания рыбу нельзя, то она должна быть уничтожена. Цель этих поправок – борьба с промышленным ловом, который осуществляется под видом научного.
Как сообщили РИА Fishnews.ru в российском отделении Всемирного фонда дикой природы, по убеждению экологов, запрет использования водных биоресурсов, добытых в научно-исследовательских целях, приведет к запланированному бессмысленному уничтожению биологических ресурсов.
«Обычно животные травмированы после того, как они побывали в орудиях лова либо на палубе, и процент их выживания после этого крайне невысок. Тем более что основным орудием промысла при научно-исследовательских работах является трал. Практически никакие организмы, попавшие в трал, не способны выжить при выпуске в море», – говорит руководитель Морской программы WWF России, член Общественного совета при Росрыболовстве Константин Згуровский.
При проведении траловой съемки для определения запасов камчатского краба, вылавливается минимум около 500 тонн донных рыб, в том числе минтай, треска, палтус, и около 30 тонн краба. Всего за год только на Дальнем Востоке России в научных и контрольных целях вылавливается порядка 25 тыс. тонн рыбы и краба. По новым поправкам, все эти ресурсы должны уничтожаться.
Вместе с тем, выброс травмированной и погибшей рыбы и краба в море является загрязнением и противоречит природоохранному законодательству, а также может создать юридические проблемы российским научно-исследовательским судам, работающим в конвенционных зонах международного рыболовства.
Еще один способ уничтожить рыбу – сжигать ее. Но так как на борту судна это сделать невозможно, добытые ресурсы надо будет как-то сохранить до того момента, когда судно вернется на берег. Для этого их надо заморозить, но такая обработка улова уже является переработкой и, следовательно, у государственных инспекторов, проверяющих научно-исследовательское судно в море, появляется основание для наложения штрафных санкций.
Новые поправки также запрещают ученым получать продукты переработки биоресурсов. Однако без этого невозможны некоторые виды исследований, например, разработки новых безотходных технологий в области переработки, отмечает WWF.
WWF считает, что лучшим решением в данном случае будет не требование уничтожать выловленных в ходе научно-исследовательских работ водных биоресурсов, а введение обязательной и безвозмездной передачи улова в свежем или частично переработанном виде (например, рассортированном и замороженном), на рыбопромысловые суда, работающие под флагом Российской Федерации, либо на берег российским рыбоперерабатывающим предприятиям.
Фонд также считает необходимым законодательно ограничить объемы научных квот по отношению к общему допустимому улову.