Выборы демонстрируют слабости "Единой России"
Прошедшие в воскресенье 1 марта в России региональные выборы стали для страны первыми в кризисный период. "Война толкований" результатов голосования идет полным ходом, и почти все политические партии заявляют о своей победе. Лидеры "Единой России" широко рекламируют тот факт, что их партия одержала победу во всех девяти региональных парламентах, несмотря на трудные экономические условия. Их оппоненты отмечают другое. "Единая Россия" в каждом из этих регионов показала не только более слабые результаты, чем во время выборов в Государственную Думу в 2007 году, но и потерпела поражение повсюду, где существовал хотя бы намек на соперничество.
Потери партии в глазах общественности, видимо, имеют меньшее значение, чем ослабление ее авторитета среди региональных политических элит. “Единая Россия” столкнулась с большими неудачами не только в крупных городах с их многочисленным и не поддающимся жесткому контролю электоратом, но и в кавказских республиках. В среднем “Единая Россия” потеряла около 10 процентов своего электората, однако в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии ее потери составили 25 процентов. Это говорит о том, что монополия партии в среде управленческой элиты данных регионов нарушена.
В ответ партийные функционеры могут заявить, что “Единая Россия” сохранила сильные позиции в Татарстане, набрав 80 процентов голосов по сравнению с 81 процентом в 2007 году. Однако они прекрасно понимают, что такие показатели нельзя отнести на счет федерального руководства.
Лидеры трех основных конкурирующих партий – КПРФ, “Справедливой России” и ЛДПР – также рапортуют об успехах. Коммунистическая партия в целом получила на 50-100 процентов больше голосов, чем в 2007 году, завоевав представительство во всех девяти региональных парламентах, а также показав убедительный второй результат после “Единой России”. Но есть и одно примечательное исключение из этого правила. “Патриоты России” опередили коммунистов в Карачаево-Черкесии. “Патриоты России” также показали хорошие результаты в Хакасии. Однако эта партия не представляет опасности для КПРФ, поскольку она участвовала лишь в трех из девяти выборах в региональные парламенты.
“Справедливая Россия” в этом году показала заметно более высокие результаты, набрав равное количество голосов с коммунистами в двух или трех регионах. Она даже обогнала коммунистов в Кабардино-Балкарии и Архангельской области, но ей не удалось получить места в парламентах Карачаево-Черкесии и Татарстана. А во Владимирской и Брянской областях “Справедливая Россия” даже ослабила свои позиции. Либерально-демократическая партия торжествует, заявляя о том, что получила мандаты в семи региональных парламентах.
Слухи о том, что Кремлю ЛДПР надоела, и что он намерен оттолкнуть ее в сторону, снова оказались беспочвенными.
Более интересная и разнообразная картина складывается на муниципальном уровне, то есть там, где личное влияние кандидатов играет значительную роль, а жесткий контроль государства за политической машиной менее очевиден. “Единая Россия” заявляет о своей победе в Новосибирске, Челябинске, Чите, Биробиджане и Благовещенске, где действующие мэры были переизбраны подавляющим большинством голосов. В городах, где придется проводить второй тур голосования – а это Смоленск, Мурманск, Петропавловск-Камчатский и Томск – действующие мэры от “Единой России” либо уже проиграли в первом туре в воскресенье, либо имеют большие шансы на поражение во втором туре, когда оппозиционные избиратели сплотятся вокруг единого кандидата. В Твери КПРФ одержала убедительную победу, набрав на выборах в городскую думу вдвое больше голосов, чем “Единая Россия”. Единороссам не удалось добиться 40-процентного представительства в городских советах депутатов Брянска, Улан-Удэ и Тольятти. В Тольятти второе место заняло общественное движение “Декабрь”, в котором представлены партии “Яблоко” и “Правое дело”.
Слабость “Единой России”, которая была наглядно продемонстрирована во время воскресных выборов, со временем только увеличится. И здесь конкретные цифры результатов голосования менее важны, чем усиливающееся политическое соперничество внутри “Единой России”, разногласия между региональным и федеральным руководством партии, а также конфликты между единороссами и местными политическими элитами, которые дали о себе знать даже во время предыдущих выборов два года назад. “Единая Россия” постепенно трансформируется из бюрократического монолита под жестким контролем Кремля в нечто напоминающее настоящую политическую партию. За короткое время “Единая Россия” может утратить свои позиции господствующей партии.
Кремль сталкивается с еще одной проблемой в лице лояльных “оппозиционных партий” внутри Думы. По мере того, как они будут набирать поддержку избирателей, их преданность Кремлю будет ослабевать. С другой стороны, нынешние протестные настроения вряд ли обеспечат им значительную и долговременную поддержку в рамках думской системы, где доминирует “Единая Россия” и отпочковавшиеся от нее партии.
Подлинная либерализация партийной и избирательной системы неизбежна, и она должна вытеснить существующую сегодня при президенте Дмитрии Медведеве декоративную систему. Если Кремль до следующих выборов не примет конкретных мер в этом направлении, растущее давление со стороны разочарованных избирателей, которым некуда выпустить свой пар, просто сорвет крышку с чайника.
Н. ПЕТРОВ, член научного совета Московского центра Карнеги. (“The Moscow Times”).