Газета "Рыбак Сахалина"
19 марта 2009 года

Андрей КРАЙНИЙ: «Уже в этом году мы "взорвём" российский рыбный рынок»

Море продуктов на российском берегу стало больше. Однако цены на мороженую рыбу тоже оказались в числе самых быстрорастущих. Этот экономический парадокс волнует не только тех, кто каждый день приходит в магазин и видит новые ценники, но и специалистов. И наша задача, говорит руководитель Росрыболовства, – переломить тенденцию, сложившуюся на рынке.

О дешевой кефали и наценках

Ко мне пришли рыбаки-черноморцы и рассказывают: “Мы продаем перекупщикам охлажденную кефаль по 20 рублей за килограмм, а на столичных прилавках она лежит уже по 120 рублей”. В 6 раз дороже! Такую наценку невозможно объяснить расходами на доставку, хранение, платой за аренду торговых помещений и вообще здравым смыслом. Нужно просто как-то ограничить аппетиты продавцов. Но у нас, к сожалению, пока нет закона о торговле, который бы позволял регулировать ценообразование хотя бы на “народные” сорта рыбы.

Пока идут споры о том, ограничивать торговую наценку или нет, рыба дорожает. Но не у рыбаков, а дальше по цепочке. Недавно в одном из московских магазинов я своими глазами видел на прилавке охлажденное филе щуки по 700 рублей за килограмм. Просто безумие, не иначе. Спрашиваю у совладельца торговой сети: “Не боишься, что тебя за такие цены гвоздями к забору прибьют?” Он отвечает: “Вы нам дайте больше свежей рыбы, тогда и цены будут ниже”.

Рыбаки на это говорят: рыба свежая у нас есть, мы ее готовы привезти в города. Но куда и кому? Многие менеджеры, с которыми приходится вести переговоры, нашли для себя некие “отхожие промыслы”, связаны с конкретными фирмами-поставщиками. Вот эти деятели сообщают рыбаку: слушай, ты со своим товаром “неправильно пришел”, у нас в сети большие отсрочки – 90 дней. Но есть коммерческая структура одна, она с тобой за 40 дней рассчитается.

Понятно, что при этом рыба прибавляет в цене.

О магазинах “Океан”

Мы хотим восстановить в стране сеть магазинов “Океан” – по несколько точек в Москве и Санкт-Петербурге, хотя бы по одной во всех городах-миллионниках. И обязательно – в приморских городах. Они, конечно, не должны быть такими огромными и пустыми, как в последние годы советской власти. Сейчас мы разрабатываем их концепцию: сравнительно небольшой торговый зал, изобилие недорогих сортов рыбы, цены на 30-40 процентов ниже, чем в крупных торговых сетях.

Естественно, Росрыболовство – это федеральный орган исполнительной власти и предпринимательством не занимается. Но мы дали внятный сигнал бизнесу: нужно создать конкуренцию в рыбной рознице. И мы знаем, как помочь решить эту задачу. Власти городов выделят торговые площади по льготным ценам, рыбаки поставят рыбу без посредников. Причем еще и с большей прибылью для себя.

Известные в мире торговых сетей люди поначалу говорили: с “Океанами” ничего не получится, люди выбирают супермаркеты, потому что за один поход в магазин они покупают и сахар, и хлеб, и молоко. И рыбу в том числе. А за одной рыбой никто специально не поедет.

Но сейчас настроения у торговцев изменились. Одна известная во всей стране сеть предложила открыть “Океаны” прямо на их площадях, сделать магазин в магазине. Другие вызвались организовать дело. Правда, при этом просят миллиардов 20-25 рублей на строительство логистического центра. Но, увы, мы им помочь не сможем.

Но вот недавно мне звонил владелец сети из Петербурга, которая до последнего времени торговала электроникой. Говорил, что сейчас этот товар никому не нужен и что он готов перепрофилировать свою сеть на торговлю рыбой. И ничего не просил взамен. Вот это интересное предложение, и мы его рассмотрим.

Уже скоро будут результаты. Весной откроется “Океан” в Архангельске, где к этой идее с энтузиазмом отнеслись власти. Потом и в других городах. Одновременно мы работаем над созданием оптовых рыбных рынков в Москве и приморских городах, где владельцы магазинов и ресторанов, а также обычные покупатели смогут купить морепродукты по оптовой цене. И настаиваем на расширении торговли рыбой на рынках.

Так что уже в этом году мы “взорвем” российский рыбный рынок, это я вам обещаю.

Об аквакультуре

В Китае выращивают в садках и прудах 30 миллионов тонн рыбы и морепродуктов. У нас в стране – всего около 100 тысяч тонн. И дело не в том, что в России нет условий для аквакультуры. Как раз наоборот. Наш Владивосток те же китайцы называют “городом трепанга”, потому что нигде этот морской огурец не растет так хорошо, как у нас. И не обладает такой биологической активностью.

Проблема в другом – у нас нет закона об аквакультуре. А трепанг, раз уж мы о нем вспомнили, занесен в Красную книгу. Значит, вылавливать его из естественной среды обитания нельзя ни под каким видом. Даже если предприниматель его сам вырастил.

В общем, проблема в том, что на законодательном уровне нет разделения между “дикими” обитателями моря и “домашними”.

Могу сказать, что мы теряем из-за этого: один миллион тонн рыбы в год и как минимум 80 тысяч рабочих мест в депрессивных дальневосточных регионах.

Для того чтобы занять такое количество рабочих рук, планировались грандиозные по масштабам и стоимости федеральные целевые программы. А чтобы начать работать с аквакультурой, государственных денег не нужно. Бизнес уже несколько лет “стоит на низком старте” и ждет, когда появится закон. Это очень выгодное дело. Китайцы готовы закупать у нас 1,5 тысячи тонн сушеного трепанга в год. Приблизительно по доллару за один грамм. Попробуйте умножить и поймете, что это хороший объект для инвестиций.

Проект закона об аквакультуре разработан Минсельхозом и уже пять лет лежит там в департаменте животноводства и племенного дела. В нем описано все, что касается разведения карпов в прудах, но о марикультуре ни слова. Мы в течение года настаивали на доработке этого документа. И вот буквально на днях получили поручение от председателя правительства Владимира Путина подготовить новый законопроект. Думаю, справимся с этой работой месяца за три.

М. ЧКАНИКОВ («РГ»).