Газета "Рыбак Сахалина"
16 ноября 2017 года

Дурная работа

Этот ролик набрал в интернете сотни просмотров и комментариев: пограничники, не разгибая спины и обливаясь потом, пытаются поштучно пересчитать, взвесить и отсортировать рыбу, доставленную на берег в трюме промыслового судна. В трюме лежит несколько тонн, и погранцы рвут жилы на пределе человеческих возможностей. Но кому нужен этот мартышкин труд?

СЧИТАТЬ НЕ ПЕРЕСЧИТАТЬ

Ролик снят 20 октября на причале в селе Крабозаводском на о. Шикотан. Его автор – начальник производственной службы местного рыбоперерабатывающего завода Александр Маринин. По его словам, дело было так.

В море пограничный патруль высадился на борт судна, которое вело снюрреводный лов. Пограничники посмотрели промжурнал, заглянули в трюм и на глаз определили, что улов превысил отчетные цифры. Чтобы проверить свои догадки, они предложили капитану на месте организовать взвешивание выловленной рыбы по видам. Тот отказался, так как не счел это возможным. Тогда пограничники решили пересчитать улов своими силами при возвращении судна к берегу. Но сил не хватило. Перелопатив за час примерно 650 кг, они поняли, что надорвутся, и прекратили это бессмысленное занятие.

Пока пограничники считали, судно теряло рабочее время, улов не сгружался на берег, завод простаивал без сырца. Отсортированную рыбу «счетоводы» бросали в соседний трюм с 3-метровой высоты, не заботясь о ее свежести, качестве и товарном виде. В итоге часть улова была испорчена.

Cоль в том, что пограничники на себе испытали требования, которые возложены на рыбаков, и смогли убедиться в том, что эти требования – на грани абсурда.

По правилам рыболовства экипаж должен обеспечить в процессе промысла строгий учет улова раздельно по видам. Погрешность допускается, но мизерная. Четких методик перевешивания или просчета улова для контрольно-надзорных органов нет: могут заставить пересчитать каждый килограмм. То есть, процедура, которую безуспешно пытались осуществить пограничники в с. Крабозаводском, должна выполняться рыбаками в гораздо более тяжелых, морских условиях.

Заместитель председателя Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки (СРПК) Евгений Кабанов предлагает представить ситуацию: на палубе лежат два полных трала общим весом десятки тонн. Какими техническими средствами и мерными емкостями этот улов можно взвесить и рассортировать по видам?

«А на судах, на которых рыбу в свежем виде закачивают в танки насосом без поднятия орудия лова на борт, просто невозможно определить ни точный объем добытых водных биоресурсов, ни их видовой состав. Рассортировать улов для определения видового состава непосредственно в самом танке также невозможно», – говорит Евгений Кабанов.

Когда речь о промышленном рыболовстве, где счет идет на десятки тысяч тонн, контролеры по умолчанию согласны на примерный учет (через коэффициенты выхода продукции). Но на прибрежном промысле, где уловы более скромные, а рыба доставляется на берег, порой происходят несусветные вещи.

СПОРТЛОТО ДЛЯ КАПИТАНОВ

В прибрежном рыболовстве фактически существует двойной учет. Когда судно в море, капитан должен отразить в документах объем и состав улова, пытаясь угадать точные числа. Потом, когда судно сдает рыбу на берег, улов сортируется и пересчитывается по видам в присутствии пограничного инспектора.

Если цифры из промыслового журнала совпали с цифрами, которые получились при выгрузке сырца, считай – повезло как в спортлото. При малейшем несоответствии капитану и фирме грозит штраф.

Но какой в этом смысл с точки зрения охраны водных биоресурсов? Ведь если в трюме рыбы какого-то вида оказалось чуть больше или меньше, чем записано в журнале, капитан этого не скрывал, он всю рыбу доставил на берег, как требует закон, показал пограничникам: нате, считайте, учитывайте.

Отдадим должное контролерам. Не все из них имеют привычку докапываться до столба. Возьмем Камчатский край. «Как правило, если у инспекторов есть повод сомневаться в соответствии улова записям в промысловом журнале, они вычисляют массу улова уже после выгрузки и переработки, применяя коэффициенты выпуска продукции. Во-первых, это в разы быстрее. Во-вторых, занимаются этим специально обученные люди (рыбообработчики, технологи). В-третьих, если сырец без лишней проволочки доставили на завод и переработали, то качество продукции будет нормальным», – говорит председатель Союза прибрежных рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края Андрей Обедин.

Мой собеседник подчеркивает, что так ситуация выглядит в наши дни. Еще 2–3 года назад на Камчатке с пристрастием проверялись все суда, которые привозили рыбу на берег. Сейчас к камчатским рыбакам – более лояльное отношение. Но определенного регламента нет. Все зависит от того, кто возглавляет пограничное управление.

Впрочем, при любом начальстве есть риск встретить среди рядовых инспекторов «унтера Пришибеева», который устроит многочасовой пересчет улова. А если судно привезло на берег 40–50 тонн, то поймать экипаж на неточностях легче легкого.

ЕСТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!

Решить проблему просто. Варианты решения звучали неоднократно. Например, в 2016 году СРПК предложил следующий порядок. На промысле капитан имеет право указать в отчетных документах только предварительные данные, сделанные на основе визуальной оценки. А после выгрузки улова на берег в присутствии инспектора эти цифры можно подправить на законных основаниях.

В том же году КамчатНИРО представил свои предложения, которые разработаны совместно с бизнес-сообществом, Росрыболовством и погранслужбой. Институт тоже находит разумным учитывать вылов в прибрежном рыболовстве не в море, а на берегу – в течение двух суток после окончательной выгрузки рыбы. Подробно ознакомиться с этими предложениями можно на сайте института в разделе «Ученый совет» («Новый подход к организации промысла и учету вылова»).

Что еще важно. Сейчас общий допустимый улов определяется для каждого объекта промысла. Рыбаки получают разрешения на вылов тоже отдельно по видам. Но рыба обитает не раздельно по видам, а образует смешанные скопления и ловится без разбора. Тот же снюрревод гребет все, что попадется на пути – минтая, терпуга и т. д. Отсюда – проблема приловов. Отсюда – требования сортировать улов по видам и каждый вид считать отдельно.

КамчатНИРО считает такой подход нерациональным. Он предлагает перейти к многовидовому промыслу и к практике «сблокированных» квот, что намного бы упростило жизнь рыбаков. Научная база для этого есть. У сотрудников КамчатНИРО много публикаций и выступлений на эту тему. Например, еще в 2004-м была опубликована статья «Организация многовидового промысла рыб на примере Карагинской подзоны» (авторы – Павел Балыкин, Дмитрий Терентьев).

Допустим, будет разрешено вести учет выловленной рыбы после ее доставки на берег. Но как ее считать? По старинке вручную и поштучно, как это делали пограничники в с. Крабозаводском? Может ли наука XXI века предложить новые методы? Может.

Например, научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Гипрорыбфлот» разрабатывает технологии автоматического измерения улова на судах и перерабатывающих фабриках. Современные устройства могут распознать видовой состав, определить размерно-весовые и биологические качества рыбы. Осталось только найти средства, чтобы воплотить эти проекты в жизнь. В ноябре Гипрорыбфлот планирует провести презентацию на Сахалине.

БЕГ С ПРЕПЯТСТВИЯМИ

В общем, есть много здравых, обоснованных, рациональных предложений. Проблема в том, что кому-то наверху это малоинтересно. В итоге хорошие предложения тонут в пустопорожних разговорах и бумагах. Более того, отдельные государственные структуры пытаются еще сильнее укрепить и ужесточить существующий порядок.

В общем, пока одни бьются за доставку прибрежного улова в свежем и охлажденном виде на родной берег, другие ставят на его пути все новые и новые преграды. Так что и рыбаков, и пограничников ждет в ближайшем будущем еще много дурной работы..

К. МАРЕНИН, газета «Рыбак Камчатки»

«Рыбак Сахалина» № 45 от 16 ноября 2017 г.