Газета "Рыбак Сахалина"
07 июня 2018 года

​Удобная версия о нехватке спасательных средств

В официальных сообщениях по факту крушения в акватории Охотского моря БАТМ «Дальний Восток», впрочем, как и в приговоре суда, употребляются лишь общие фразы о том, что основной причиной трагедии являются конструктивные изменения, которые привели к крушению судна и гибели людей, а также недостаток спасательных средств, то есть нехватка спасательных жилетов и гидротермокостюмов.

Вот здесь опять начинается самое интересное. Дело в том, что почти все погибшие при крушении судна члены экипажа были одеты в гидротермокостюмы. Исключение составляют только те, которые до последнего управляли судном и костюмы целенаправленно не надевали. Нет сведений о том, что кому-то гидрокостюма не досталось из-за их нехватки. Наоборот, достаточно сведений о том, что костюмов было в избытке, и ими всеми даже не воспользовались. Но это не интересовало ни следствие, ни суд.

- Я их (гидрокостюмы) не считал. Но судя по тому, сколько пустых гидрокостюмов потом плавало в воде, их было много, – рассказал потерпевший Пономарёв агентству «Интерфакс-Дальний Восток».

Ни следствие, ни суд не стали выяснять, сколько погибших было без гидротермокостюмов, кто конкретно погиб по причине именно их нехватки и есть ли такие вообще. Не интересовали следствие указанные обстоятельства – поскольку гораздо проще было громко заявить о том, что на судне индивидуальных спасательных средств не хватало, поэтому гибель всех 69 членов экипажа якобы оттого и произошла. Именно поэтому я хочу коснуться детально этих обстоятельств.

Документально подтверждено в судебном заседании и не оспариваетсяникем из сторон то обстоятельство, что на судне были установлены новые спасательные плоты на 300 посадочных мест, то есть по 150 посадочных мест с каждого борта. И это на 132 члена экипажа!

По всем официальным документам количество спасательных жилетов и гидротермокостюмов на судне рассчитано на 124 человека. Это именно то минимальное количество спасательных средств, которое должно находиться на борту судна и без которого данное судно никто не выпустил бы на промысел. По мнению суда, и это указанно в приговоре, именно столько жилетов и гидротермокостюмов находилось на БАТМ «Дальний Восток» во время крушения, хотя фактическая численность членов экипажа составляла 132 человека.

В данном случае следует обратить внимание, что даже при такой официальной версии следствия и суда жилетов и гидротермокостюмов получается на 8 единиц меньше фактических членов экипажа, но подсудимым вменяются в вину 69 человек, якобы погибших из-за нехватки спасательных средств.

Данный вопрос весьма актуален, поскольку в судебном заседании был допрошен потерпевший, который спасся, но при этом не надевал гидротермокостюм. Это второй механик Куденко. И не надевал он не потому, что ему его не хватило, а потому, что активно боролся со стихией, а когда пришло время покидать судно, воспользоваться индивидуальными спасательными средствами не было времени. При этом было не важно, в каком месте лежал бы его гидротермокостюм – в насосной или в собственной каюте, поскольку не было времени идти за ним ни в какое из этих мест.

Безусловно, нехватка индивидуальных спасательных средств даже на 8 единиц является нарушением, которое могло бы лишить кого-то возможности на спасение, но фактически обстоятельства складывались вовсе не так.

Указанные в официальных документах спасательные жилеты и гидротермокостюмы представляли собой минимальный запас спасательных средств, который должен был храниться на судне. Все 124 спасательных жилета и гидротермокостюма хранились на судне на момент крушения в насосном отделении.

Можно долго спорить, надлежащим местом хранения или нет является насосное отделение, но во время крушения судна гидротермокостюмы в этом месте разобрали все до единого. Это означает, что к спасательным средствам был обеспечен достаточный доступ.

Кроме необходимых 124 гидротермокостюмов на судне находились в избытке дополнительные гидротермокостюмы, переданных новому владельцу судна от старого владельца. Эта информация подтверждается актами ревизии, которая была проведена на судне в Республике Корея во время ремонта. Конечно, у кого-то данный источник информации может вызвать недоверие, поэтому поспешу заверить, что изначально сведения о наличии на судне дополнительных гидротермокостюмов были представлены в дело не стороной защиты, а добыты следователями во время первоначальных допросов потерпевших.

Спасшиеся при данном кораблекрушении люди утверждали на допросах у следователей, а потом и в суде, что помимо зарегистрированных 124 гидротермокостюмов на судне находилось дополнительно примерно 30-40 гидротермокостюмов, которые хранились не в помещении насосной, а в подшкиперской (форпик). Эти гидротермокостюмы во время крушения тоже доставали из форпика и раздавали членам экипажа. Костюмы из основного комплекта и запасные были разного цвета, оранжевые и красные. Эта информация подтверждена, поскольку на большинстве извлечённых тел погибших моряков были оранжевые костюмы, а на одном погибшем – красный. На подводной видеосьёмке тоже были обнаружены тела в красных гидрокостюмах.

Для того, чтобы информация о наличии дополнительных костюмов была для читателя ещё более убедительной, предлагаю обратить внимание на показания потерпевшего Полищука. Показания даны им 7 апреля 2015 года следователю Следственного комитета, то есть через 5 дней после крушения судна: «…они почувствовали, что главный двигатель остановился. В это время капитан дал указание сливать рыбу за борт, что не представлялось возможным в связи с большим креном и остановкой главного двигателя, так как насосы работают от него. После он направился в надстройку, в насосное отделение за гидрокостюмом. По пути в насосную он встретил боцмана. В это время он услышал 7 коротких сигналов авральной сигнализации по оставлению судна. Спустившись в насосную, он увидел, что гидрокостюмов там нет. В связи с чем, направился в сторону бака, в форпик, за запасными гидрокостюмами. По пути, он встретил потерпевшего Р……, который направился с ним. Добравшись до форпика, он достал 15 гидрокостюмов, которые боцман кидал на палубу…».

Показания данного потерпевшего признаны судом достоверными и положены в основу приговора, за исключение сведений, которые он сообщил о гидрокостюмах. Очень странное обстоятельство!

Обозначенные потерпевшим 15 гидротермокостюмов – это только те, которые достали из форпика, но там оставалось ещё достаточно много костюмов, которые при необходимости можно было также раздать членам экипажа. Сложив вместе 124 гидротермокостюма из насосной и 15 из форпика, мы получим 139 гидротермокостюмов, что превышает численность экипажа БАТМ «Дальний Восток» на 7 единиц индивидуальных средств спасения.

Получается, что во время крушения судна в фактическом распоряжении 132 членов экипажа было 139 гидротермокостюмов. Судно с момента получения опасного крена и до его полного затопления тонуло приблизительно два часа, и этого времени было достаточно, чтобы не только одеть весь экипаж в спасательные средства, но и организованно посадить людей в спасательные плоты. Вот только сигнал тревоги и сигнал на спасение никто так и не дал.

Все указанные доводы судом были исследованы, но не приняты во внимание.

Е. ЕФИМЧУК, адвокат.

«Рыбак Сахалина» № 22 от 7 июня 2018 г.